Может ли директор собирать с учителей деньги на выплату штрафа, выписанного школе?

Законность произвольного сбора денег в школе – что делать, если в школе требуют деньги на ремонт, учебники, охрану и т.д.?

Может ли директор собирать с учителей деньги на выплату штрафа, выписанного школе?

Многих родителей интересует вопрос законности сборов денег на нужды школы. Зачастую денежные средства собираются на ремонт здания, проведение мероприятий и праздников, на подарки для учителей, учебные пособия, питание и даже оплату работы охранника или технички. Такие сборы прикрывают благотворительными пожертвованиями, которые законны.

Рассмотрим подробнее, законно ли собирать деньги на школу, и определим, как быть родителям при вымогательстве, угрозах, шантаже.

статьи:

Отметим важные нюансы, чтобы разобраться, за что должны – и не должны – взимать плату с родителей в школе:

  1. Прежде всего, заметьте, что в обязанности школьного учреждения входит полное обеспечение оборудованием и учебными материалами всех учеников. Денежные средства на выполнение этой задачи выделяются из госбюджета, причем на федеральном и региональном уровнях. Поэтому собирать деньги на нужды школы противозаконно.
  2. Следующий момент касается ремонта здания, спортивных и игровых площадок, прилегающих к школе. О благоустройстве территории должны отвечать местные власти. Именно на них возлагается эта обязанность.
  3. Бесплатные и платные услуги должны быть перечислены и опубликованы на всеобщее обозрение.

    К платным могут быть отнесены дополнительные кружки и секции, которые будет посещать ученик после основных занятий.

  4. Дополнительные занятия по предметам – то есть, репетиторство – не входит в обязательные услуги школьных учреждений. Решать родителям – будет или нет их ребенок посещать репетитора.

Незаконность сборов денег в школе не является голословным фактом. Об этом указывается в законах, принятых на федеральном уровне.

Укажем законы, согласно которым ребенок имеет право на бесплатное образование:

  1. ФЗ-№273 «Об образовании в РФ», в частности статьи 4, 5, 35.
  2. Статья 43 Конституции РФ.

В соответствии с ними, вы должны понимать, что любой гражданин России имеет право на получение бесплатного школьного образования.

Обучиться ребенок может в любой государственной школе, которая обеспечивается средствами на покупку необходимых учебных материалов, оборудования, или на ремонт здания.

Право отказа у родителей есть – они могут отказаться сдавать деньги на нужды школы, даже не объясняя причин. Не нужно бояться, что школа откажет ребенку в получении образования. У работников учреждения нет на то оснований.

Укажем еще один правовой акт:

  • Постановление Министерства образования под номером 126, принятое в конце декабря 2016 года.

В этом документе говорится о том, что родительским комитетам запрещено собирать денежные средства. Вопрос привлечения денег на деятельность образовательного учреждения не должен касаться родителей, и тем более – родительского комитета.

Несмотря на действующее законодательство, родителей продолжают привлекать к добровольным пожертвованиям. На практике дело обстоит так, что родители собирают средства и самостоятельно что-то на них приобретают, причем это не подарки учителям и детям, а парты, стулья и окна.

Мало кто восстает против нарушений прав детей и родителей. Денежные средства на школьные учреждения выделяются, но в малых количествах.

Куда идут деньги, собираемые родительским комитетом, – в фонд школы, комитет или благотворительную организацию?

Существует несколько схем сбора денег в школе, участники которых обогащаются в материальном плане. Расскажем о них, и определим, куда поступают деньги, которые собирает родительский комитет.

Схема 1. Сбор денег в родительский комитет класса и школы

Схема проста. В каждом классе выбираются определенные лица, которые будут заниматься сбором денег.

Безусловно, часть поступивших средств будет тратиться на нужды школы или класса, а часть будет потрачена на личные нужды участников родительского комитета.

Как правило, родители не требуют подтверждения расходов. Лучше будет, если представитель комитета сохранит квитанцию или чек на приобретение нужных вещей или предметов, доказывая расход полученных средств.

Схема удобна, ведь в ней не участвует учитель или директор. Они не вмешиваются в процесс сбора, но целенаправленно расходуют деньги.

Пример:

В классе срочно нужно сделать ремонт. Собираются средства. После деньги передаются учителю, он отдает их директору, который ими и распоряжается. При этом, заметьте, что деньги могут быть переданы работникам не в полном размере. Директор может провести ремонт за «копейки», причем из средств местного бюджета – а родительские деньги забрать себе.

Схема 2. Сбор денег в фонд школы

Создание школьного фонда – это личная идея для обворовывания родителей. Школьный фонд может быть создан в целях подчеркивания статуса учебного заведения и условной значимости.

На самом деле, школьный фонд нужен для отмывания денег.

Схема проста:

  1. Родители собирают денежные средства – неважно, действует ли при этом родительский комитет.
  2. Средства направляются директору и учителю. Они приобретают на них нужное оборудование или учебные материалы.
  3. Школьное учреждение оформляет заявку на приобретение того же оборудования и тех же учебных материалов к администрации – но не указывает, что они уже были куплены.
  4. Денежные средства в большем размере передаются на счет школы и обналичиваются.

В данной схеме мошенничества могут быть задействованы чиновники. Получается, что и родители, которые сдают деньги, также являются участниками сговора.

Схема 3. Сбор денег в школе на счет благотворительной организации

Родители могут отказаться направлять средства в фонд благотворительной организации. Любая благотворительная деятельность будет контролироваться законом и надзорными органами.

Помните, она никак не может быть связана со школьными нуждами, ремонтом школьного здания или зарплатой охранника или технички.

Поэтому сбор денег на благотворительность в школе также незаконен. Схему создают для «отмывания» денег.

Какие сборы денег в школе законны – как документально должна оформляться оплата родителями нужд школы?

В соответствии со статьей 101 ФЗ-№273, школьное учреждение может запрашивать средства у физических или юридических лиц.

При этом директор школы должен оформить с лицом, которое переводит деньги, договор об оказании платных образовательных услуг.

К таким услугам, на которые деньги в школе законно могут собирать, относят:

  1. Обучение по доппрограммам.
  2. Проведение курсов.
  3. Проведения занятий по программам с углубленным изучением предметов.
  4. Проведение секций, кружков, которые не являются основными и не входят в программу госстандартов.
  5. Приобретение учебно-методических материалов, которые необходимы для проведения дополнительных занятий, курсов и не предусмотрены по основным программам.
  6. Питание. Зачастую бесплатно кормят в школе детей из многодетных или малообеспеченных семей, сирот или детей, чьи родители являются инвалидами. Остальные учащиеся кушают платно.
  7. Проведение внешкольных мероприятий. Тут вопрос стоит остро. Родителей никто не будет заставлять и принуждать к сдаче денег, но в классе, вместе с классным руководителем будут рассматриваться вопросы внешкольных мероприятий. Например, могут быть организованы групповые экскурсии, поездки, походы. На них родители могут сдавать деньги. Сбор средств на такие цели не запрещен.

Ученик, обучающийся в государственном школьном учреждении, может не пользоваться платными услугами. В некоторых школах они являются необязательными.

Заметьте, что при поступлении ученика в учреждение родителям сообщают о возможных оплатах за спецдисциплины, предусмотренные учебным планом.

Родителей должны ознакомить с ним – и после этого оформить договор об оказании платных услуг.

Законом также не запрещены сборы денег на благотворительные цели. Таковыми является приобретение подарков педагогам.

Но родители могут сами собрать средства и купить подарок учителю. Решение должно быть добровольным.

Еще один момент – непредвиденные обстоятельства. Деньги могут собираться в поддержку какого-либо ученика или его семьи в случае непредвиденных ситуаций.

Например, у семьи случился пожар, либо требовались средства на лечение и операцию.

Родителей не обяжут собрать деньги, но предложат помочь.

Участники родительского комитета, учителя или другие представители школьных учреждений могут собирать деньги, не имея на это никаких прав, на такие цели:

  1. Покупку учебных материалов, книг, тетрадей по основным предметам образовательных программ.
  2. Ремонт здания. Родители не должны заменять окна, двери, клеить обои или белить потолки.
  3. Приобретение мебели. Покупка парт, стульев, скамеек, другой мебели должна финансироваться из госбюджета.
  4. Благоустройство территории. Спортивная и игровая площадка должны быть оборудованы специальным инвентарем. Кроме того, родители не должны собирать деньги на покупку рассады, газона, саженцев или оборудования по уходу за растениями или территории. Например, грабли для уборки, цветы должны быть куплены не за родительские деньги.
  5. Покупку спортивного инвентаря или музыкальных инструментов.
  6. Оплату учителям за проведение дополнительных занятий и кружков, которые предусмотрены федеральными, образовательными стандартами.
  7. Приобретение оборудования для классов – например, компьютера, магнитных, меловых досок, стендов и других предметов.
  8. Оплату работы уборщицы. Средства должны быть выплачены школой.
  9. Оплату услуг охраны. Обеспечением безопасности учеников во время пребывания в школьном учреждении относится к компетенции образовательного учреждения.

    Зачастую школы прибегают к услугам охранных предприятий, но это не значит, что работу охранника должны оплачивать родители.

Любые сборы на указанные выше нужды незаконны!

Что делать, если в школе требуют деньги за учебники, ремонт, охрану и т.д. – инструкция

Рассмотрим поэтапно, что делать, если в госшколе родительский комитет, учитель, классный руководитель или директор обязывают детей или их родителей сдавать деньги на любые нужды.

Следуйте таким правилам:

  1. Постарайтесь объяснить другим родителям или лицу, который выдвигает требование, что вы не будете сдавать денежные средства. Можете сослаться на законы, которые мы указали выше, и смело заявить, что сборы являются незаконными.
  2. Обратитесь к родителям других детей и найдите тех, кто сможет вместе с вами отстаивать права на получение бесплатного образования.
  3. Напишите письменное заявление на имя директора школьного учреждения. В документе потребуйте, чтобы он предоставил основания для сбора денег.

    Лучше, чтобы заявление было оформлено от имени всех родителей класса.

  4. Получите письменный ответ от руководителя школы. Согласно статье 9 Закона федерального уровня под номером 59, утвержденного в 2006 году, руководитель учреждения должен ответить вам в письменной форме.

    В документе он должен изложить основания и причину для сбора денежных средств, а также прописать, в каком размере они требуются. Также в ответе должна стоять подпись директора и печать, иначе документ будет считаться липовым.

  5. Когда деньги просит классный руководитель, попросите его оформить просьбу на листе бумаги.

    Конечно же, ее никто не напишет, но на время отстанут от родителя и ребенка.

  6. Оформите видео или аудиозапись. Они будут подтверждать сбор денег в школе.
  7. Оформите претензию в любую надзорную инстанцию. Приложите к ней письменный ответ директора, видео или аудиозаписи.

  8. При запугиваниях, шантаже, вымогательстве отправляйтесь в правоохранительные органы.

Помните, что при сборе денег родитель является соучастником преступления. Когда заведут уголовное дело, будет уже неважно – пошли ли сданные средства на нужды детей.

Куда обращаться, если в школе вымогают деньги, шантажируют, угрожают и т.д

Рассмотрим, в какие инстанции следует обращаться, и в каких ситуациях.

Наименование инстанцииПричина обращения
– Муниципальный отдел образования. – Городской комитет по образованию. – Управление образования администрации района. – Департамент образования.- Министерство образования.Основанием для направления жалобы или претензии могут послужить сборы денег в школе. В документе следует изложить всю суть сложившейся ситуации, а также подкрепить информацию письменными ответами директора, классного руководителя или видео, аудиоматериалами.При любых незаконных сборах можно позвонить в Министерство и уточнить, правы ли вы в данном вопросе.
– Районная Прокуратура.– Отделение Полиции.Обращаться следует при конкретных фактах вымогательства, шантажа, а также наличиях угроз со стороны представителей школы, например, директора или охранника.По любому такому вопросу могут возбудить уголовное дело. Если факт будет установлен, то правоохранительными органами будет проведено расследование.Жалобу можно подать коллективную или индивидуальную.
– Территориальный отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП).Будет рассматривать мошенническую схему, в которой могут быть задействованы не только представители школьного учреждения, но и должностные лица.Сообщать о поборах следует при наличии зафиксированных фактов. Подтверждать слова следует документацией, чеками и квитанциями, подтверждающими расход родительских средств, а также видео, аудио записями.

При обращении в любую из инстанций, родителю должны ответить письменно.

Примерный срок рассмотрения заявления – месяц.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: //pravo812.ru/useful/935-sbor-deneg-v-shkole-chto-delat-esli-v-shkole-sobirayut-dengi-na-remont-uchebniki-oxranu.html

Разбор ситуации в школах

Может ли директор собирать с учителей деньги на выплату штрафа, выписанного школе?

Думаю стоит ответить @Krechet77, на #comment_72682123 не в комментарии, а отдельным постом. Сразу извиняюсь за “многабукф”, но короче не получилось…

Так вот – практически все школы имеют в названии сочетание МБОУ. Это означает, что организационно-правовая форма – муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

Муниципальное – финансируемое из муниципального бюджета

Бюджетное – организация получающая финансирование из бюджета с правом вести приносящую доход деятельность. При этом список расходов согласовывается с управлением образованием.

Образовательное учреждение думаю расшифровывать не надо.

Так вот де-факто школы “приносящую доход деятельность” вести могут исключительно путем сбора пожертвований. Не поборов, а через кассу. При этом организация не может произвольно тратить поступившие средства т.е.

даже имея деньги на внебюджетном счету расходы требуется согласовать и не факт, что собранные средства разрешат потратить на то, на что собирали.

Единственное исключение – целевые деньги от благотворительных организаций, но поступление целевки – редкость сравнимая с чудом (благотворителей мало “и на всех их не хватает”). Нал от родителей можно тратить произвольно.

Теперь возьмем в рассмотрение различные проверки (пожарники, роспотребнадзор и т.п.).

Директора прекрасно знают требования норм (которые ежегодно, а то и несколько раз в год меняются), но для их исполнения нужны деньги. Исполнение некоторых пунктов требует миллионных (реально миллионных, а не “распил”) вложений на каждую школу.

В теории муниципальное образование на все это обязано выделять денежные средства, но этого не делается и в результате мы имеем почти анекдотичную (если бы не было так грустно) ситуацию:

Директор обычно пишет письмо о финансировании исполнения требований законодательства, в управлении образования говорят “нет денег”. Приходит проверка и не смотря на подобные письма (а по сути директор больше ни на что не имеет право) штрафует директора и школу.

Да, именно так. УО не выделяет деньги, а отвечает и платит штрафы директор школы… При этом некоторые судьи (действительно судьи, а не абы что) разбираются в ситуации и либо отменяют постановления о назначении штрафа, либо уменьшают штрафы ниже минимума, делая их посильными для директоров.

Прокуратура иногда подает в суд от имени школ на финансирование тех или иных работ, но это единичные случаи. Сама школа не может подать в суд на управление образованием, во-первых директор будет уволен до первого заседания, во-вторых по ГК РФ не может быть рассмотрен спор если истец и ответчик являются одним лицом.

Директор в данных вопросах действует от имени муниципального образования (т.к. школа не имеет собственного имущества, все имущество – муниципальная собственность, следовательно вопросы связанные с имуществом вне компетенции директора) и подает иск к муниципальному образованию… Иск “сам к себе” суды безоговорочно отклоняют.

О педагогах – обычно деньги выделяют на з/п педагогам и коммуналку. Остальное – иногда и по великим праздникам.

Маркеры для досок, бумага (а внутренний, не видимый ученикам и родителям, документооборот образовательного учреждения очень большой) и заправки для принтеров, тетради, журналы (иногда), ручки, карандаши, линейки, методическая и профильная литература (которая из-за небольших тиражей в разы дороже учебников) и т. д. все это идет из кармана педагога.

В зависимости от преподаваемого предмета расходы могут доходить до 60% от зарплаты (у меня уходит около 30%). Да, и еще – ремонтировать классы заставляет то же самое УО, но при этом не то что на ремонт, на стройматериалы “денег нет”.

Я не оправдываю поборы или взятки, но для выработке мнения по ситуации нужно знать её целиком. Кто-то из педагогов (как я) выкладывает деньги из своего кармана, кто-то собирает с родителей (многие из-за того, что другого варианта нет – денег на жизнь не хватает), кто-то охеревает настолько, что помимо реальных нужд делает себе вторую-третью-…ю зарплату…

UPD: Насколько я знаю из открытых источников, муниципального бюджета  на образование недостаточно и на покрытие расходов идет межбюджетное финансирование. “Не доходит” или слишком мало выделяется, не буду врать, реально не знаю.

[моё] Школа Поборы Разбор ситуации Длиннопост Текст

Анна Тажеева, мама младшеклассницы Виолы, стала знаменитой на всю Россию после того, как сумела остановить поборы в одной из новосибирских школ. Родительница с активной жизненной позицией не сдала деньги на туалетную бумагу, а нашла их в бюджете, заложенном на казенное учреждение. Теперь за советом и помощью к новосибирской активистке обращаются мамы со всех уголков России.

Показать полностью 1 Сибирь Новосибирск Поборы Школа Мама Дети Длиннопост Поборы в школе

и в одном из городских пабликов пользователь написала пост-вопрос: что дарить учителям? Сколько разных комментов…Кто-то за, кто против, кто-то говорит только цветы, кто-то – 3000 в конверт, кто-то говорит уважать учителей, кто-то просит перестать перед ними унижаться…Все это прочитала молодая учительница и написала вот такой вот коммент:

“Прочла все комментарии, вернее, обливания грязью тех, кому Вы на пол дня доверяете своих кровиночек. И сделала вывод, что очень правильное приняла решение, что свалила со школы.

Если до этого дня ещё сомневалась в своем решении, то сегодня, ребята, вы здорово меня убедили и лишний раз доказали, что я все сделала правильно. Жалеть точно не буду. И знаете в чем дело? Нет, не в зарплате… И не в детях… Проблема в родителях.

Не надо от вас подарков и конфет, не надо  цветов, за которые, смотрю, удавиться готовы. Просто занимайтесь своими детьми, воспитывайте их и вкладывайте в их сердца добро. Учителя в школе учат, а вот воспитывает дом и родители.

Сколько бы раз учитель не рассказывал, что курить нельзя – это все бесполезно если ребенок видит, что курит папа. Сколько бы раз ребенку не говорили в школе, что переходить дорогу надо на зелёный – ребенок перебежит ее на красный з мамой. Поэтому, перед тем, как облить грязью учителя, посмотрите со стороны на себя.

Что вы там говорите? Учитель на уроке ничего не делает? А попробуйте вы закройтесь в классе с 30 (это минимум) учениками и 45 минут в тишине ничего не делайте.

Учитель не научил вашего ребенка? А почему же тогда в каждом классе есть отличники? По-вашему, учитель объясняет материал на уроке этим детям шепотом на ушко, чтобы ваши “вундеркинды” не слышали и ничего не запоминали?

Вот репетитор реально научил? Ну конечно, кто бы сомневался… В учителя 30 учеников на уроке, а у репетитора только 1 оболтус на занятии.

В этом разницу вы видите? Понимаете, к чему я веду? А к тому, что даже медведя можно научить кататься на велосипеде, если с ним одним заниматься. Но весь класс одного ждать не будет и повторять по 100 раз для одного тоже.

По той простой причине, что в учителя есть программа и план урока, которых он строго должен придерживаться. Семеро одного не ждут, как говорят.

И признайте уже наконец, дорогие родители, что ваши дети не всесторонние гении, как бы вам этого не хотелось. Каждый талантлив в своем. Кто-то хорошо знает математику, но предложение из двух слов сочинить не может.

Кто-то пишет очень содержательные сочинения, но два на два не умножит без калькулятора. А ещё кто-то просто рисует, просто поет, просто играет в футбол.

Присмотритесь к ребенку и найдите реальный талант, а не свои завышенные амбиции.

И ещё хотела написать всем громкоорущим, что своего вы добились. Хотите знать реальную ситуацию в школе? Тогда я вам ее расскажу. На сегодняшний день ни один умный и здравомыслящий человек работать в школу не пойдет.

Учителей, которые пришли работать после института, хватает на год, максимум – на два. И бегут они оттуда, аж пятки сверкают. Сейчас дорабатывают пенсионеры. Они уйдут со школы и учить ваших детей будет некому. Не будет ни хороших, ни плохих. Никаких не будет.

А все потому, что ни один умный и здравомыслящий человек добровольно не подставит свою голову под эти бесконечные плевки в свой бок. Так что совсем скоро будете все сами своих деточек воспитывать и учить. Вот тогда уже продемонстрируете свои возможности.

А то, смотрю, тут через одного прирожденные Макаренки собрались. Вот и покажете собственным примером как надо.”

Показать полностью Школа Дети Праздники Поздравление Поборы За и против Текст

Как только заходит разговор о поборах – находятся люди которые утверждают, что у детей то туалетной бумаги нет, то воды, то щели в полу и никто кроме родителей этого исправить не может и не должен.

Это лож!

Я почитал документ, который устанавливает обязанности директора школы по содержанию школы. Туалетная бумага, линолеум и прочие статьи родительских сборов там есть. Почитайте и вы! Я приведу выдержки из документа, но рекомендую прочесть полностью.

СанПиН 2.4.2.2821-10

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся.4.25. На каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1м2 на одного обучающегося.12,7 … В туалетных помещениях мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

Так же в СанПиН четко указано КТО должен за всем этит следить:

13.1. Руководитель общеобразовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения настоящих санитарных правил, в том числе обеспечивает:- наличие в учреждении настоящих санитарных правил и доведение их содержания до работников учреждения;- выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения;- необходимые условия для соблюдения санитарных правил;- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;- наличие медицинских книжек на каждого работника и своевременное прохождение ими периодических медицинских обследований;- организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;

– наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

То есть наличие всего необходимого в школе или детском саду, а также нормальная температура в помещениях – прямая обязанность руководителя этого учреждения. Родители не должны покупать туалетную бумагу и стирать шторы.

Вот ссылка на документ: //rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

[моё] Поборы Школа Санпин Текст

С днём знаний , уважаемые жители и гости Хабаровска ! Сегодня на линейке в школе № 33 центрального района , зам.мэра города и директор школы отчитались , что в школе проведен ремонт.

Предложили удостовериться родителям в проделанной работе. Решив убедиться в подлинности слов , посетил туалет начальной школы. Изумлению нет предела , а именно : отсутствие сидений для унитаза, туалетной бумаги, жидкого мыла, бумажных полотенец (сушилок для рук )

В любом заведении наличие средств гигиены в наше время является нормой.

Вопрос мэрии : Вы тоже сдаете деньги на туалетную бумагу?

Или это входит только в обязанности родителей первоклашек?

ДОКОЛЬ? ?????

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Источник: //pikabu.ru/story/razbor_situatsii_v_shkolakh_4488643

Директора оштрафовать! Хозяйственные расходы уголовного происхождения

Может ли директор собирать с учителей деньги на выплату штрафа, выписанного школе?

Суд установил, что директор, являясь должностным лицом и находясь приисполнении своих должностных обязанностей, в 2009 – 2010 годах дважды привлекалсяк административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности, атакже за нарушение трудового законодательства. В обоих случаях ему назначалосьнаказание в виде штрафов.

Эти штрафы им были оплачены самостоятельно, но позжедиректор отдал распоряжение своему главному бухгалтеру о компенсациипотраченных денег, так сказать, для возмещения личного ущерба.

При составленииавансового отчета Поплавский в качестве оправдательного документа,подтверждающего расходование денежных средств, приложил к нему банковскуюквитанцию об уплате штрафа от своего имени, а в наименовании статьи расходованияуказал «хозяйственные расходы».

В итоге приговором суда директор центра признан виновным, и емуназначено наказание в виде штрафа в 110 тысяч рублей.

Почему эта в общем-то довольно рядовая ситуация привлекает к себевнимание? Именно из-за своей заурядности и обыденности.

По-человеческидиректора учебного центра даже жалко, потому что абсолютно все работающие вобразовании люди знают, как в школах и других учебных заведениях проводятсяпроверки различных надзирающих служб, например, Госпожнадзора, илиСанЭпиднадзора, или еще каких-то других.

Хорошо помню, как в одной сельскойшколе директор рассказывал мне о штрафе, который лично ему выписала дорожнаяслужба за то, что рядом со школой не была оборудована автобусная остановка. Иее совершенно не интересовало, что эта остановка была единственной для всегоавтотранспорта, который проезжал мимо села.

Главным на тот момент был рейд побезопасности перевозок школьными автобусами, и чтобы подвоз детей в эту школубыл безопасным, нужна была оборудованная навесом и чем-то там еще остановка. Таккак за работу базовой школы отвечал директор, значит, и за подвоз в нееребятишек из соседнего села тоже он.

Эта ответственность тянула за собойдругие: за бесперебойную работу старенького школьного автобуса, за ежедневную ипостоянную трезвость его водителя, за наличие остановочного павильона, заразметку на дороге… Помню, как я тогда спросила директора, будут ли егоштрафовать летом за «нарушение дорожного покрытия» и не проведенный «ямочныйремонт», а зимой – за не расчищенную от сугробов восьмикилометровую деревенскуюавтотрассу «Малые Дворики – Большие Дворы». Он в ответ только отмахнулся,грустно и обреченно. Даже в областном центре сегодня не во всех школах естьчеткое разделение полномочий между различными муниципальными службами и учебнымзаведением, что уж говорить о районах. Иногда складывается впечатление, чтодиректор сельской школы отвечает за все на свете. И очень часто платит штрафы.

А что же в случае с директором учебного центра? И почему такойнемаленький штраф в 110 тысяч рублей? Все-таки это не сочинские олимпийскиеобъекты, а всего лишь районный учебный центр, один из многих, где можнонаучиться водить автомобиль. В прокуратуре Калачеевского района мне объяснили,что изначально штрафы были совсем даже не такими большими и всего только два,каждый в пределах пяти тысяч рублей.

– Мы постоянно разъясняем, – сказал помощник прокурора Калачеевскогорайона Дмитрий Лесик – что в данных ситуациях руководители должны идти иоплачивать штраф самостоятельно из личных средств.

Этот случай можно сравнить сситуацией, когда например, сотрудники ГИБДД наложили бы на него штраф запревышение скорости, он бы его оплатил из личных средств, а потом приложил быквитанцию к авансовому ежемесячному или ежеквартальному отчету и указал, что этоу него хозяйственные расходы.

– Конечно, это было бы явное нарушение, все-таки ехал в личных целяхна личной машине… А тут казенное учреждение, учебный центр, и недостатки вработе центра.

– Да, учреждение казенное, но нарушение допустил директор центра какруководитель. Незначительные нарушения. Например, пожарные могли выдатьпредписание за несвоевременное устранение пожарных нарушений, или трудоваяинспекция могла выявить в ходе проверки несвоевременную выплату заработной платы,или то, что выплачивается она один раз в месяц вместо двух.

В данном случае яточно не могу сказать, за что конкретно привлекали этого директора, нонарушения были незначительные. В любом случае, сотрудники и пожарной инспекции,и трудовой инспекции в протоколе всегда разъясняют, что такие штрафы должныоплачиваться из личных денег.

Если бы штраф накладывался на юридическое лицо,тогда бы он оплачивался из бюджета юридического лица, то есть, этого центра.

Ночасто когда нарушения бывают не столь значительны, например, своевременно небыли приняты меры по предписаниям, то сотрудники трудовой инспекции и пожарнойинспекции идут навстречу руководителю и привлекают к ответственности неюридическое лицо, а физическое.

В таких случаях штрафы в десятки раз меньше,так как на юридическое лицо накладывается штраф и в 30, и в 50 тысяч. Например,своевременно огнетушители не проверили, или перегородку в помещении установилив ненадлежащем месте, – такие нарушения можно быстро устранить и посчитать ихнезначительными. А когда не работает пожарная сигнализация или ее совсем нет,тогда штраф однозначно выписывают на юридическое лицо. И он в разы больше.

– Новый штраф в 110 тысяч рублей директору тоже придется выплачиватьиз своих денег?

– Естественно, а как же.

– А можно ли компенсировать штрафы из внебюджетного фонда учреждения?

– Здесь надо конкретно смотреть, на какие цели может выделять своисредства такой фонд. А в нашем случае деньги были основными бюджетнымисредствами учреждения. Они могли пойти на закупку оборудования, компьютера,инвентаря, на зарплату могли использоваться, а были использованы не по целевомуназначению.

– А вы бы назвали этот случай типичным?  

– Да, в прошлом году, например, мы также привлекали бывшего директорадетского лагеря «Солнышко». Она аналогичным образом оплатила три наложенных нанее различными организациями штрафа.

Решение суда по данному делу заканчивается обычной стандартной фразой(еще раз почувствуете, сколько в этой истории обыденности): приговор может бытьобжалован в течение десяти дней. Это оставляет надежду на еще один шанс.Возможно, директору как-то удастся доказать свою невиновность, или хотя быуменьшить сумму штрафа

Фото Ольги Максимович и Татьяны Масликовой

Источник: //www.ug.ru/article/569

Директор признаёт, что собирала деньги с учителей

Может ли директор собирать с учителей деньги на выплату штрафа, выписанного школе?

Трое учителей средней школы имени Молды Мусы, расположенной в селе 30 лет Казахстана, что в черте города Туркестан Южно-Казахстанской области, — Света Искакова, Айнур Шериева и Жаудир Алтыбай — обратились с заявлением на руководство образовательного заведения, указав, что дирекция «требует собрать деньги».

«УСТАЛИ БЫТЬ ОБОБРАННЫМИ»

По словам Светы Искаковой, работающей учителем начальных классов в этой школе на протяжении 16 лет, в конце августа в школе состоялось заседание методического совета, на котором педагогам сообщили, что в сентябре в школу приедет аттестационная комиссия областного департамента по контролю в сфере образования.

— Руководство школы сообщило, что для прохождения аттестации с каждого учителя намерены собрать по 30 тысяч тенге. «Мы должны собрать деньги и быть готовы встретить комиссию», — сказали они. Руководство сказало, что не сможем пройти аттестацию, потому что не подготовили детей к тестированию и не привели в порядок документы, — говорит Света Искакова.

Света Искакова, учитель средней школы имени Молды Мусы в Туркестане. 5 октября 2016 года.

В связи «со сбором денег для комиссии» трое школьных учителей обратились с заявлением в межрайонное управление по противодействию коррупции департамента национального бюро по противодействию коррупции по Южно-Казахстанской области.

— Честно говоря, мы устали быть обобранными. Часов у нас мало. Моя зарплата — 56 тысяч тенге. Чтобы получить сверху даже один час, просят деньги. Собирают деньги на ремонт, на оформление, — рассказывает Света Искакова.

Сотрудники бюро по противодействию коррупции 22 сентября засняли на видео момент передачи руководству школы 80 тысяч тенге учителями. В тот день директор школы Гульнар Нахипбекова, ее заместители Меруерт Отарбаева и Ляззат Ахметова были задержаны сотрудниками антикоррупционного бюро.

— После случившегося обстановка в школе была очень тяжелой. Большинство учителей изменили свое отношение к нам, перестали здороваться. Если против поборов не выступят все учителя, это может повториться в другом месте, — сказала Света Искакова.

Жаудир Алтыбай, обратившаяся с заявлением вместе со Светой Искаковой, говорит, что ей надоели бесконечные поборы в школе:

— Как и все в коллективе, я бы отдала эти 30 тысяч тенге. Но мы разозлились, потому что, стоит только зайти в школу, начинают просить деньги.

«ТАКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ СУЩЕСТВУЕТ ИЗДАВНА»

Репортер Азаттыка побывала в средней школе имени Молды Мусы. Директор школы Гульнар Нахипбекова, которая по состоянию здоровья взяла отпуск на 14 дней с 26 сентября, подтверждает, что давала поручение собрать со всех учителей по три-четыре тысячи тенге, чтобы на эти деньги кормить обедом и ужином членов комиссии.

— Такое положение вещей существует издавна. Действительно, я признаю, что говорила о том, чтобы собрали деньги для того, чтобы накрыть стол для аттестационной комиссии.

Члены комиссии приезжают из разных мест. Из таких населенных пунктов, как Сузак, Казыгурт. Им некуда идти. Здесь они находятся три-четыре дня, иногда в течение недели.

Поэтому мы должны угощать их каждый день обедом, — говорит директор школы.

Гульнар Нахипбекова отвергает сказанное учителем Светой Искаковой по поводу того, что за прибавку часов в школе просят деньги.

— Это не личная неприязнь. [Света Искакова] в прошлом году вела 22 часа. Из-за ее дисциплины у нее забрали класс, и она осталась с девятью часами. В этом году ей дали 12 часов. Она не знает о том, что завтра ее могут уволить, — говорит директор школы Гульнар Нахипбекова.

Во время беседы с сотрудниками было заметно, что атмосфера в коллективе школы имени Молды Мусы напряженная. Временно исполняющая обязанности директора школы Уралай Нурсеитова отказалась от комментариев.

— У меня нет времени и возможности говорить с кем-либо. Работы выше крыши, — сказала она.

Председатель профсоюзной организации в школе Маматрайым Айтметов сообщил, что «в профсоюз никто с жалобой на сбор денег для комиссии не обращался».

— В моем присутствии о сборе денег разговора не было. Я против поборов. Это не тот вопрос, решением которого мы должны заниматься. Компетентные органы разберутся, выяснят, кто виновен, а кто нет, — говорит Маматрайым Айтметов.

Председатель профсоюза считает, что «взаимоотношения в коллективе школы очень хорошие, никто ни на кого не жалуется».

— Управлять большим коллективом нелегко. К примеру, я не знаком с учителем Жаудир Алтыбай, которая обратилась с заявлением, даже никогда ее не видел, — сказал председатель профсоюза.

Председатель родительского комитета Алишер Абдукаримов говорит Азаттыку, что не слышал разговоров о поборах с учителей.

Алишер Абдукаримов, председатель родительского комитета школы имени Молды Мусы. Туркестан, 5 октября 2016 года.

— С учителей школы деньги не собирали. Прежде таких заявлений никто не писал. Все мы люди, может, были какие-то разногласия, личная обида, — говорит он.

«УЧИТЕЛЯ НИ НА КОГО НЕ КЛЕВЕЩУТ»

Заместители директора по воспитательной работе Абдигали Мусаев и Ораз Назаров сказали лишь о том, что «каждый гражданин вправе защищать свои права».

Абдигали Мусаев говорит, что трое учителей, обратившиеся с заявлением, «выполняют свои профессиональные обязанности на соответствующем уровне».

Ораз Назаров, в свою очередь, сказал: «Вы же знаете положение учителей — мы немного малодушные, боязливые».

Учитель Оразкуль Аширбекова работает в этой школе 26-й год. Она поддерживает своих коллег, написавших заявление.

— Поводом к написанию заявления стали 30 тысяч тенге. Каждый защищает свои права. Учителя ни на кого не клевещут, — говорит Оразкуль Аширбекова.

Абдигали Мусаев, заместитель директора по воспитательной работе школы имени Молды Мусы. Туркестан, 5 октября 2016 года.

Разговоры о том, что в школе имени Молды Мусы предложили собрать деньги для аттестационной комиссии, дошли и до председателя республиканского общественного движения учителей «Агартушы» Омира Шыныбекулы. Он говорит, что сообщил об этом руководителю отдела образования города Туркестан Бекарысу Шойбекову.

— Руководитель отдела образования предупреждал руководителей школ, что поборы с учителей недопустимы. Но несмотря на это, руководители школ не прекращали поборы. Разве только учителя виновны в поборах, которые есть в школах? Как после этого мы можем винить учителей? — вопрошает Омир Шыныбекулы.

Он говорит, что против поборов в школе выступили лишь несколько учителей. Омир Шыныбекулы считает, что «взяточничество выгодно только некомпетентным учителям».

— Большая часть наших граждан не знает своих прав. Редкие учителя, кто знает права, из-за психологических и других препон не могут требовать соблюдения своих прав, — говорит Омир Шыныбекулы.

Руководитель отдела образования города Туркестан Бекарыс Шойбеков в курсе ситуации вокруг школы имени Молды Мусы, в которой обучается более двух тысяч детей и работает около 250 человек.

— 19 сентября, после того как услышал о поборах в этой школе, я поехал туда и провел собрание. Ни один из учителей не подтвердил это.

Мы дали поручение директору, чтобы в таком случае прекратили такие разговоры. 22 сентября сотрудники бюро сообщили о задержании директора школы и его заместителей.

Суд решит, виновны директор и его заместители или нет, — сказал Азаттыку руководитель отдела образования.

По словам Бекарыса Шойбекова, четыре из 12 школ города Туркестан прошли аттестацию, организованную областным департаментом по контролю в сфере образования, восемь школ не были аттестованы.

Старший следователь межрайонного управления по противодействию коррупции по Туркестанскому региону департамента национального бюро по противодействию коррупции по Южно-Казахстанской области Есжан Сертаев сообщил, что дело по заявлению учителей школы имени Молды Мусы расследуется.

— 19 сентября от учителей средней школы имени Молды Мусы Светы Искаковой, Жаудир Алтыбай и Айнур Шериевой поступило заявление. 22 сентября был задокументирован факт получения взятки, — говорит старший следователь Есжан Сертаев.

По его словам, в отношении директора средней школы имени Молды Мусы Гульнар Нахипбековой и ее заместителей Ляззат Ахметовой и Меруерт Отарбаевой возбуждено уголовное дело, проводится досудебное расследование.

Источник: //rus.azattyq.org/a/turkestan-shkola-zhaloby-na-pobory/28047029.html

ПравосудиеЕсть