Можно ли оспорить заседание аттестационной комиссии военнослужащему по контракту?

Порядок проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Можно ли оспорить заседание аттестационной комиссии военнослужащему по контракту?

  • статьей 26 «Порядок аттестации военнослужащих» и статьей 27 «Аттестационные комиссии» Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 21 февраля 2019 г.);
  • Приказом Министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. № 444 (ред. от 11 февраля 2019 г.) “О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации”.

Аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проводятся в целях:

  • всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,
  • определения их соответствия занимаемой воинской должности и
  • перспектив дальнейшего служебного использования,
  • а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе.

Основными задачами проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, являются:

  • определение соответствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;
  • подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов на прохождение военной службы с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;
  • создание резерва кандидатов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для выдвижения и направления на учебу;
  • определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;
  • представление военнослужащих к награждению государственными наградами РФ и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;
  • оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы.

Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется:

  • руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором проводится аттестация.

К примеру: Приказ Министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. № 444 (ред. от 11 февраля 2019 г.) “О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации”

Сроки проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются:

  • не менее чем за 4 месяца до истечения срока военной службы,
  • но не реже чем через каждые 5 лет прохождения военной службы,
  • а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба по контракту:

  • вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,
  • или отдельных их категорий.

Аттестационный лист

На аттестуемого военнослужащего:

  • его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров
  • составляется аттестационный лист.

Аттестационный лист не составляется:

  • при назначении военнослужащего на высшую воинскую должность,
  • направлении военнослужащего на учебу,
  • представлении военнослужащего:
    • к награждению государственной наградой РФ,
    • присвоению воинского звания досрочно или
    • на одну ступень выше занимаемой воинской должности.

В этих случаях осуществляется:

  • рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо
  • решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу;
  • вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с установленным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 порядком аттестации, обязан:

  • всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;
  • определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;
  • представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения результата аттестации военнослужащего.

Что учитывается при проведении аттестации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту

При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) военнослужащего обязан:

  • проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает по условиям контракта;
  • провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;
  • дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей, определенных контрактом о прохождении военной службы.

Командир (начальник) военнослужащего несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

Реализация аттестационных выводов

Непосредственные начальники аттестуемых военнослужащих должны:

  • требовать от подчиненных устранения указанных в аттестации недостатков и оказывать им в этом помощь,
  • обеспечивать реализацию аттестационных выводов,
  • не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и
  • направлении на учебу.

Обжалование аттестационных выводов

Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут обжаловать:

  • вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации,
  • а также в суд.

В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной:

  • в аттестационный лист военнослужащего вносятся соответствующие изменения или
  • составляется новый аттестационный лист.

Аттестационные комиссии для проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Для проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также решения иных вопросов прохождения военной службы:

  • в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии;
  • аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.

В состав такой аттестационной комиссии входят:

  • председатель аттестационной комиссии:
    • первый заместитель (заместитель) командира или
    • начальник штаба воинской части;
  • члены аттестационной комиссии:

    • заместитель (заместители) командира воинской части,
    • командиры (начальники) подразделений воинской части,
    • представители кадрового и юридического органов,
    • представители органов комплектования и воспитательной работы воинской части;
  • секретарь аттестационной комиссии:

    • один из офицеров воинской части;
  • иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, на заседании аттестационной комиссии рассматриваются:

  • результаты аттестации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту;
  • кандидаты для поступления на военную службу по контракту;
  • кандидаты для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов на прохождение военной службы, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;
  • кандидаты для направления на учебу;
  • представления к награждению государственными наградами РФ военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;
  • представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;
  • представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;
  • иные вопросы, для решения которых в соответствии с действующим законодательством о порядке прохождения военной службы требуются заключения аттестационной комиссии.

Для принятия решения командиром воинской части:

  • аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам;
  • на заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.

В Министерстве обороны РФ (федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба):

  • создается центральная аттестационная комиссия;
  • порядок работы, состав и задачи центральной аттестационной комиссии определяются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

Военная служба по контракту

Источник: //moiprava.info/trudovoe-pravo/pravo-na-voennuyu-sluzhby/1364-poryadok-provedeniya-attestatsii-voennosluzhashchikh-prokhodyashchikh-voennuyu-sluzhbu-po-kontraktu

Отмена приказа об увольнении военнослужащего М.. Восстановление его на военной службе. Оспаривание решения аттестационной комиссии в суде

Можно ли оспорить заседание аттестационной комиссии военнослужащему по контракту?

27 мая 2019 года состоялось 1 заседание гарнизонного военного суда по административному иску майора М. об оспаривании приказа о его увольнении с военной службы и решения аттестационной комиссии части ходатайствовать о его досрочном увольнении с военной службы. Допрос двух членов аттестационной комиссии принес неожиданные результаты.

Оба офицера в заседании аттестационной комиссии участия не принимали. Также в суде исследован акт отказа от подписи при ознакомлении с отзывом аттестационного листа. В акте, составленном 12 января 2019 года, говорится, что майор Н. отказался знакомиться с отзывом аттестационного листа 26 января 2019 года.

Похоже, что акт является фальсификацией, так как 12 января 2019 года нельзя знать, что произойдет через 14 дней, 26 января 2019 года. Ждем дальнейшего развития событий. Адвокат Крехов Дмитрий Иванович (тел.+79280656782) РЕШЕНИЕ  ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

//gvs–wlk.sudrf.ru/modules.

php?name=sud_delo&name_op=case&_id=4882228&_deloId=1540005&_caseType=&_new=0&_doc=1&srv_num=1

29 мая 2019 г.      г. Владикавказ

Владикавказский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – Кошиля Д.Д.,

при секретаре судебного заседания Анфиногеновой А.Е.,

с участием административного истца, его представителя Крехова Д.И., председателя аттестационной комиссии войсковой части № Вдовина М.А., представителей командиров войсковых частей № и № Исакова А.В. и  Бредихина О.Г., прокурора – помощника военного прокурора Владикавказского гарнизона  Васина Д.А.

, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-136/2019 по иску военнослужащего войсковой части №  Масалига Антона Павловича о признании незаконными действий аттестационной комиссии № и командира войсковой части №, связанных с проведением в отношении него аттестации и увольнением с военной службы,

установил:

26 января 2019 г. аттестационной комиссией войсковой части № дано заключение (протокол № 3) о необходимости досрочного увольнения  Масалига с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Приказом командующего 58 общевойсковой армией (командира войсковой части №) от 31 января 2019 г. № 9 Масалига досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Масалига обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными вышеуказанные решение аттестационной комиссии и приказ командующего 58 общевойсковой армией об увольнении его с военной службы, обязать соответствующих должностных лиц их отменить.

В судебном заседании истец на требованиях заявления настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что на протяжении военной службы вел себя безупречно, а единственным основанием для увольнения послужило его привлечение к административной ответственности. При этом заседание аттестационной комиссии войсковой части № не проводилось.

Председатель аттестационной комиссии войсковой части № суду показал, что аттестация административного истца не проводилась.

Представитель командира войсковой части № Бредихин требования административного иска не признал, показал, что истец был привлечен к административной ответственности, в связи с чем перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и был уволен с военной службы.

Представитель командира войсковой части № Исаков просил в удовлетворении требований истца отказать, пояснив, что аттестационная комиссия войсковой части № ходатайствовала об его увольнении с военной службы, поскольку тот был привлечен к административной ответственности, приказом командира войсковой части № Масалига уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования административного иска, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подп. «в» п. 2 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г.

№ 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям. Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении уголовно наказуемого деяния; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Масалига проходит военную службу по контракту в  №.

Вступившим в законную силу 10 декабря 2018 г. постановлением Нальчикского гарнизонного военного суда от 22 октября 2018 г. Масалига признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.

26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 мес.Данное обстоятельство послужило основанием для проведения его аттестации, по результатам которой 26 января 2019 г.

аттестационная комиссия войсковой части № (протокол № 3) дала заключение о необходимости досрочного увольнения Масалига с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

В пунктах 3, 5 и 6 Порядка установлено, что командир (начальник) аттестуемого военнослужащего, составляющий аттестационный лист, несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

Аттестационные комиссии обязаны всесторонне изучить аттестационные листы, содержащие отзывы на военнослужащих, установить их соответствие деловым и личным качествам аттестуемых военнослужащих и дать заключения по ним.

Заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что:

аттестационный лист, содержащий отзыв, непосредственным (прямым) начальником Масалига подполковником Овеченко С.В. не составлялся;

Масалига представлялись несколько отзывов в аттестационном листе, составленные командиром воинской части ФИО17, начальником  № ФИО18 с противоположными выводами;

вывод в отзыве о невыполнении Масалига условий контракта не согласуется с данной ему положительной характеристикой и этот вывод не установлен путем проведения разбирательства;

выписки из протокола № 3 заседания аттестационной комиссии от 26 января 2019 г., изготовленные  №  ФИО19, содержат противоположные выводы;

заседание аттестационной комиссии не проводилось.

Допустимых доказательств того, что Масалига вызывался на заседание аттестационной комиссии, аттестация командованием проводилась суду не представлено.

Из объяснений председателя аттестационной комиссии  ФИО20А., свидетелей членов аттестационной комиссии  ФИО21.,  ФИО22., ФИО23., ФИО24. следует, что участие в заседании комиссии они не принимали.

Допрошенные в качестве свидетеля члены аттестационной комиссии войсковой части №  ФИО25., ФИО26., охарактеризовавшие Масалига положительно, не смогли подтвердить свое участие в заседании комиссии.

Эти обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении процедуры аттестации, влекущем отмену принятого по ее результатам решения.

Приказом командующего 58 общевойсковой армией от 31 января 2019 г. № 9 Масалига досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Таким образом, на момент вынесения решения аттестационной комиссией и издания приказа об увольнении с военной службы служебное разбирательство, которым бы были установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что Масалига перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не проведено, процедура аттестации существенно нарушена. Следовательно, не имелось оснований для досрочного увольнения Масалига с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что решение аттестационной комиссии войсковой части войсковой части № от 26 января 2019 г. (протокол № 3) и приказ командующего 58 общевойсковой армией от 31 января 2019 г. № 9 об увольнении истца с военной службы противоречат действующему законодательству, а поэтому признает их незаконными и подлежащими отмене.

При таких обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление военнослужащего войсковой части №  Масалига Антона Павловича о признании незаконными действий аттестационной комиссии № и командира войсковой части №, связанных с проведением в отношении него аттестации и увольнением с военной службы, удовлетворить.

Заключение аттестационной комиссии войсковой части № от 26 января 2019 г. (протокол № 3) о необходимости досрочного увольнения Масалига А.П. с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта признать незаконным.

Приказ командующего 58 общевойсковой армией (командира войсковой части №) от 31 января 2019 г. № 9 в части увольнения административного истца Масалига А.П. с военной службы, признать незаконным.

Обязать председателя аттестационной комиссии войсковой части № и командующего 58 общевойсковой армией в течении месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда отменить заключение аттестационной комиссии от 26 января 2019 г. (протокол № 3) и приказ от 31 января 2019 г. № 9 в части увольнения административного истца Масалига А.П. с военной службы, о чем сообщить в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северо-Кавказский окружной военный суд через Владикавказский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий             Д.Д. Кошиль

Источник: //www.advokat7777.ru/blog/otmena_prikaza_ob_uvolnenii_voennosluzhashhego_m_vosstanovlenie_ego_na_voennoj_sluzhbe_osparivanie_reshenija_attestacionnoj_komissii_v_sude/2019-05-28-46

VI. Порядок аттестации военнослужащих аттестационные комиссии

Можно ли оспорить заседание аттестационной комиссии военнослужащему по контракту?

Статья 26. Порядок аттестации военнослужащих

1. В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

2. Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;

д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

3. Порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором проводится аттестация.

4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. – Указ Президента РФ от 20.08.2007 N 1084.

5. В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или отдельных их категорий.

6. На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.

При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

7. Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:

а) всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

б) определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;

в) представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.

8. При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:

а) проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;

б) провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

в) дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.

9. Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

Непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

10. Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.

В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.

Статья 27. Аттестационные комиссии

1. Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.

Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.

2. Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части.

В состав аттестационной комиссии входят:

а) председатель аттестационной комиссии – первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

б) члены аттестационной комиссии – заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

в) секретарь аттестационной комиссии – один из офицеров воинской части;

г) иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

3. На заседании аттестационной комиссии рассматриваются:

а) результаты аттестации военнослужащего;

б) кандидаты для поступления на военную службу по контракту;

в) кандидаты для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;

г) кандидаты для направления на учебу;

д) представления к награждению государственными наградами Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;

е) представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

ж) представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;

з) иные вопросы, для решения которых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;

и) иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, или по решению командира воинской части.

4. Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

5. На заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.

6. В Министерстве обороны Российской Федерации (федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба) создается центральная аттестационная комиссия.

Порядок работы, состав и задачи центральной аттестационной комиссии определяются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

Источник: //www.prizyv.net/zakonodatelstvo/polozhenie-o-poryadke-prohozhdeniya-voennoy-sluzhby/vi-poryadok-attestacii-voennosluzhashchih-attestacionnye-komissii/

Аттестационная комиссия. правовые последствия обжалования ее решения

Можно ли оспорить заседание аттестационной комиссии военнослужащему по контракту?

Н.А. НОВИКОВН.А. Новиков, подполковникюстиции запаса.В практике органоввоенного управления часто возникаютвопросы о правовых последствияхобжалования военнослужащими решенийаттестационных комиссий, а именно: 1.Допускается ли обжалование военнослужащимрешения аттестационной комиссии припрохождении военной службы и каков данныйпорядок? 2.

Является ли действующим иподлежащим исполнению решениеаттестационной комиссии в случаеобжалования до окончания срокарассмотрения жалобы по существувышестоящим должностным лицом или военнымсудом? 3.

Какое должностное лицоможет во внесудебном порядке отменитьрешение аттестационной комиссии или этовозможно только по решению суда?

Согласно Федеральному закону “О воинскойобязанности и военной службе” в контрактео прохождении военной службы закрепляются:добровольность поступления гражданина навоенную службу, срок, в течение которогогражданин обязуется проходить военнуюслужбу, и условия контракта (п. 2 ст. 32).Условия контракта включают в себяобязанность гражданина проходить военнуюслужбу в Вооруженных Силах в течениеустановленного контрактом срока (ст. 32).

Для правильного ответа на поставленныевопросы необходимо рассмотреть правовуюприроду военной службы по контракту наосновании принципа добровольности инедопустимости злоупотребления правом. Согласно Федеральному закону “Овоинской обязанности и военной службе” подпрохождением военной службы имеется в видуизменение служебно – правового положениявоеннослужащих, обусловленноеопределенными юридическими фактами(событиями), установление которыхпредусматривается в строго определенномпорядке, в том числе в установленныхслучаях с участием коллегиального органа -аттестационной комиссии, регламентациядействий которого содержится в Положении опорядке прохождения военной службы (далее -Положение) (Приказ Министра обороны РФ 1999 г.N 500), Инструкции о порядке применения в СА иВМФ Положения о порядке прохождениявоинской службы (Приказ Министра обороныСССР 1985 г. N 100) и т.д. В период военнойслужбы возникают различные юридическиефакты, существенно изменяющие содержаниеусловий прохождения военной службывоеннослужащими, а в некоторых случаяхвлекущие прекращение военной службы. Призаключении нового контракта, приутверждении аттестации, при поступлениирапорта о зачислении кандидатом на учебу,рапорта об увольнении по собственномужеланию и т.д. законодатель значительнуюроль в принятии командованиемокончательного решения по различнымвопросам служебно – правового положениявоеннослужащих отводит аттестационнойкомиссии, несмотря на принцип единоначалияи окончательность принятия решениякомандиром (начальником) органа военногоуправления, т.е. в целях избежаниясубъективного волюнтаристского решенияодного должностного лица необходимообязательное предварительное рассмотрениевопроса коллегиальным органом -аттестационной комиссией. Посколькурешение аттестационной комиссии являетсятакже выражением субъективного мнениягруппы назначенных по приказу должностныхлиц по рассматриваемому вопросу, то в силуего рекомендательного характера правопринятия окончательного решенияпринадлежит военнослужащему и командирувоинской части. Каковы компетенцияаттестационной комиссии, порядокобжалования и правовые последствияобжалования ее решения? Дляправильного ответа необходимопроанализировать правовые нормы различныхактов. При заключении контракта опрохождении военной службывоеннослужащему (гражданину) может бытьотказано в его заключении на основании: – решения аттестационной комиссии воинскойчасти, утвержденного командиром(начальником) воинской части, о заключенииконтракта с другим кандидатом по итогамконкурсного отбора; – решенияаттестационной комиссии воинской части онесоответствии кандидата требованиям,установленным Федеральным законом “Овоинской обязанности и военной службе”, дляпоступающих на военную службу поконтракту. Решение аттестационнойкомиссии о невозможности заключения новогоконтракта о прохождении военной службыможет быть вынесено только при наличииподтвержденных обстоятельств, переченькоторых законодательно закреплен в целяхобязательного ограничения доступаопределенных социальных групп граждан навоенную службу по контракту (п. 3 ст. 4Положения, абз. 5 п. 5 ст. 34 Федеральногозакона “О воинской обязанности и военнойслужбе”), и возможного ограничения – приналичии иных обстоятельств, указанных в п.п. 5 и 15 ст. 5 Положения. Копия решенияаттестационной комиссии должна быть выданагражданину по его просьбе в трехдневныйсрок со дня принятия решения. В данныхслучаях решение аттестационной комиссии оневозможности заключения контракта опрохождении военной службы (в том числепервого контракта) может быть обжаловано,но это нецелесообразно, так как правовыепоследствия заранее определены – этидействия правомерные, поскольку основаниядля отказа прямо закреплены в законе. В случае подачи рапорта военнослужащим обувольнении по собственному желанию (п. 6 ст.51 Федерального закона “О воинскойобязанности и военной службе”) его рапорт вобязательном порядке подлежитрассмотрению аттестационной комиссией.Положением (пп. 13 ст. 34) предусмотрено, чтодля увольнения с военной службы пооснованиям: в связи с невыполнениемвоеннослужащим условий контракта (пп. “в” п. 2ст. 51 Федерального закона “О воинскойобязанности и военной службе”) и в связи ссущественным и (или) систематическимнарушением в отношении военнослужащегоусловий контракта (пп. “а” п. 3 ст. 51Федерального закона “О воинскойобязанности и военной службе”) может бытьдано заключение аттестационной комиссии.Кроме того, командир воинской части имеетправо передать на рассмотрениеаттестационной комиссии рапортавоеннослужащих о досрочном увольнении своенной службы и по другим основаниям (пп.”е” п. 2 ст. 26 Положения). Аттестационной комиссией и командиромвоинской части выраженное в рапорте обувольнении волеизъявление военнослужащегодолжно быть рассмотрено и может бытьутверждено без судебного разбирательства.При положительном решении военнослужащийпредставляется к увольнению с военнойслужбы. Решение аттестационнойкомиссии об утверждении результатоваттестации, о нецелесообразностипредставления военнослужащего кприсвоению досрочно очередного воинскогозвания, невозможности досрочногоувольнения по собственному желанию или всвязи с нарушением условий контракта вотношении военнослужащего и т.д. в случаенесогласия с ним может быть обжаловановоеннослужащим вышестоящему командиру(начальнику) в течение месяца со дняобъявления ему результатов аттестации, атакже в военный суд. В случаепризнания жалобы военнослужащегообоснованной в аттестационный листвносятся соответствующие изменения илисоставляется новый аттестационный лист. Копия решения аттестационной комиссиидолжна быть выдана военнослужащему по егопросьбе в трехдневный срок со дня принятиярешения. Решение аттестационной комиссии,только утвержденное начальником, в чьюноменклатуру назначения входит должностьаттестуемого, о невозможности досрочногоувольнения с военной службы может бытьобжаловано в военный суд, так как только судможет признать эти действия правомерными,поскольку основания для отказа в досрочномувольнении по собственному желанию и т.д.прямо не закреплены в законе, не имеютисчерпывающего перечня и оценка ихуважительности принадлежитвоеннослужащему при подаче рапорта. Решения аттестационной комиссии какколлегиального органа носятрекомендательный характер и независимо отвынесенного заключения не являютсяокончательными, так как в обязательномпорядке подлежат утверждениюсоответствующим органом военногоуправления. Без утверждения решениеаттестационной комиссии не имеетюридической силы. Законодатель,подчеркивая рекомендательный характеррешения аттестационной комиссии в п. 3 ст. 11Положения, прямо указывает, чтопреимущественное право при назначении навысшую воинскую должность предоставляетсявоеннослужащему, рекомендованному на такуювоинскую должность аттестационнойкомиссией воинской части, в которой онпроходит военную службу. В связи сизложенным необходимо различать понятия”аттестация” и “решение аттестационнойкомиссии”, на которой рассматриваютсярезультаты аттестации, и рассмотретьвопрос о том, подлежит ли исполнениюзаключение аттестационной комиссии вслучае его обжалования до окончания срокарассмотрения жалобы по существувышестоящим должностным лицом или военнымсудом. В ст. 27 Положения изложенывопросы организации деятельностиаттестационных комиссий и их подотчетностикомандиру воинской части, в подп. “а” – “и” п. 3указаны основные вопросы, рассматриваемыеаттестационной комиссией с вынесениемписьменного заключения, в частности, в подп.”ж” п. 3 ст. 27 Положения указано, чтоаттестационной комиссией рассматриваютсяпредставления к досрочному увольнению своенной службы военнослужащих, увольняемыхпо решению командования или пособственному желанию. Военнослужащие, проходящие военную службупо контракту, аттестуются не менее чем зачетыре месяца до истечения срока военнойслужбы, но не реже чем через каждые пять летпрохождения военной службы, а также поокончании военно – учебного заведения (п. 4ст. 26 Положения). На аттестуемоговоеннослужащего его непосредственным(прямым) начальником из числа офицеровсоставляется аттестационный лист. Вопределенных случаях предусмотренупрощенный порядок аттестования. Приназначении военнослужащего на высшуювоинскую должность, направлении на учебу,представлении его к награждениюгосударственной наградой РоссийскойФедерации, присвоению воинского званиядосрочно или на одну ступень вышезанимаемой воинской должностиаттестационный лист не составляется. В этихслучаях осуществляется рассмотрениеаттестационной комиссией представления(наградного листа) либо решения командира(начальника) о направлении военнослужащегона учебу. Вывод аттестационной комиссиизаносится в представление (награднойлист). Военнослужащий должен бытьознакомлен с содержанием аттестации, о чемрасписывается в утвержденноматтестационном листе (п. 6 ст. 26 Положения).Аттестационные листы на присвоение первогоофицерского звания составляются прямыминачальниками от командира роты и выше наспециальном бланке. Аттестации наприсвоение первого офицерского званияаттестационными комиссиями нерассматриваются. Аттестационные листы наприсвоение первого офицерского званияутверждаются: на выпускников военно -учебных заведений Министерства обороны РФ -начальниками военно – учебных заведений, надругих военнослужащих – командующимивойсками округов, флотами, отдельнымиармиями (флотилиями). Аттестации навоеннослужащего с выводаминепосредственного начальника, старшегоначальника или аттестационной комиссии онесоответствии аттестуемого занимаемойдолжности, о необходимости перемещения нанизшую должность в порядке дисциплинарноговзыскания или увольнения в запас (кромеувольнения в запас по возрасту или болезни)утверждаются начальником, в чьюноменклатуру назначения входит должностьаттестуемого. Аттестационные листы,составленные на военнослужащих,представляются для рассмотрения ваттестационные комиссии. Аттестационные комиссии изучают ирассматривают аттестационные листы, затемдают по ним заключения с оформлениемпротокола заседания аттестационнойкомиссии. Заключение переносится изпротокола во все экземпляры аттестационныхлистов и заверяется секретарем комиссии. Для военнослужащего и органавоенного управления после вынесениярешения аттестационной комиссии сотрицательным для военнослужащегозаключением наступают определенныеправовые последствия. Аттестационные комиссии создаются ввоинских частях от отдельного батальона,подотчетны в своей деятельности командирувоинской части. По указанным в подп. “а” – “и”п. 3 ст. 27 Положения вопросам,рассматриваемым аттестационной комиссией,обязательно выносится письменноезаключение. Для принятия решениякомандиром воинской части аттестационнаякомиссия выносит письменные заключения повсем рассматриваемым вопросам (п. 4 ст. 27Положения), которые подлежат утверждениюкомандиром воинской части. Как ужеуказывалось, аттестационные выводы ипорядок проведения аттестации могут бытьобжалованы военнослужащим вышестоящемукомандиру (начальнику) в течение месяца содня объявления ему результатов аттестации,а также в суд (п. 10 ст. 26 Положения). Решение осоставлении нового аттестационного листана военнослужащего принимаетсяначальником, имеющим право утверждатьаттестацию, если при аттестации былодопущено нарушение требованийустановленного порядка ее проведения. По мнению автора, в период рассмотренияжалобы военнослужащего на решениеаттестационной комиссии в военном суде иливышестоящим органом военного управлениядействие вынесенного решенияаттестационной комиссии с отрицательнымдля военнослужащего заключениемприостанавливается.

Исходя изсодержания ст. 46 Конституции РоссийскойФедерации, ст. 7Федерального конституционного закона “Овоенных судах” в военный суд могут бытьобжалованы как неправомерные, ущемляющиеправа военнослужащих коллегиальныедействия (решение аттестационной комиссиивоинской части), так и единоличные действия(решения) воинских должностных лиц,утвердивших это необоснованное решение.

При подаче жалобы военнослужащим ввоенный суд на неправомерные действияаттестационной комиссии и должностноголица, утвердившего это решение, онисовместно, а также вышестоящее в порядкеподчиненности должностное лицо,рассматривавшее жалобу в служебном порядкеи отказавшее в ее удовлетворении, всоответствии со ст. ст. 35 – 38 ГПК РСФСРподлежат обязательному привлечению кучастию в деле, поскольку предметомсудебного разбирательства фактическиявляются действия данных воинскихдолжностных лиц и решение аттестационнойкомиссии.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕАКТЫ

“КОНСТИТУЦИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

(принятавсенародным анием 12.12.1993)

“ГРАЖДАНСКИЙПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР”

Источник: //www.lawmix.ru/comm/5137

ПравосудиеЕсть