Нужно ли учителю русского языка проходить переподготовку, чтобы работать воспитателем с января 2020 года?

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Нужно ли учителю русского языка проходить переподготовку, чтобы работать воспитателем с января 2020 года?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: //pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Юридическая консультация онлайн 9111.ru

Нужно ли учителю русского языка проходить переподготовку, чтобы работать воспитателем с января 2020 года?
3. Могу ли я работать воспитателем, если пройду курсы проф. Переподготовки? У меня есть среднее специальное образование. Имею диплом с присвоением квалификации “Финансист ”

3.1. Можете.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТ Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв.

приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544 н) Требования к образованию и обучению

Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

4. 15 лет работаю воспитателем в детском саду, имею высшую квалификационную категорию, в 2019 г проходила курсы повышения квалификации. Образование высшее педагогическое, специальность по диплому “учитель русского языка и литературы”. Работодатель заставляет переучиваться на воспитателя ссылаясь на профстандарты. Правомерно ли это? Надо ли проходить переподготовку?

4.1. Да, правомерно. Проф стандарты об этом говорят.

5. У меня среднее специальное образование не педагогическое. Хочу пройти курсы переподготовки на воспитателя. Могу ли я работать с этими курсами воспитателем в детском саду?

5.1. Да, можете. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙСТАНДАРТ Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) (утв.

приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544 н) Требования к образованию и обучению

Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

6. Можно ли имея базовое образование “учитель начальных классов” работать воспитателем или логопедом в ДОУ, если пройти курсы переподготовки на воспитателя или логопеда?

6.1. Для работы воспитателем в детском саду вам вполне достаточно вашего образования. Для того чтобы работать логопедом нужно либо доучить необходимые дисциплины на курсах при ВУЗе, либо пройти переподготовку. Удачи!

7. Если у меня среднее профессиональное образование парикмахер и я пройду курсы переподготовки по направлению Воспитатель дошкольной обр. организации – возьмут ли меня.

7.1. Нанимающийся на должность младший воспитатель, должен иметь среднее специальное или общее образование с педагогической подготовкой без обязательного стажа.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544 н от 08.10. 2013 г.

Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

8. Я студентка 4 курса пед. института (заочно дош. фак). 3 года работаю воспитателем, после проверки в дет. саду начальство не допускает меня до работы основываясь на том что у меня нет диплома, имеют ли они право послать меня на курсы переподготовки за свой счет? Если я не соглашусь то они хотят меня уволить.

8.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, НЕТ ОДНОЗНАЧНО, нельзя. И курсы вам проходить не с чем, при отсутствии у вас диплома о пед. образовании.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

9. У меня среднее профессиональное дошкольное образование стаж работы 8 лет воспитатель могу ли после переподготовки работать учителем начальных классов.

9.1. Ваше образование должно соответствовать образованию, необходимому для замещения должности учитель начальных классов.

10. У меня средне-специальное образование (аппаратчик стерилизации, варщик) я прошла переподготовку дистанционно на воспитателя. Имею ли я право работать с таким дипломом?

10.1. Работать – можете. Педагогом – не везде.

11. У меня такой вопрос. При увольнении воспитателя как делать приоритеты. Из двух выбрать одну. Возраст один, категория одинаковая. У первой образования дошкольное и основной воспитатель, вторая прошла переподготовка и подменный воспитатель. Как сделать увольнение.

11.1. Если речь идет о сокращении, и оба работника не имеют запретов к сокращению, то смотреть по более высокой квалификации, нагрузке (объему работ), и стажу работы.

Лица, ко­то­рых нель­зя уво­лить по этому ос­но­ва­нию, пе­ре­чис­ле­ны в ст. 261 ТК РФ. К ним от­но­сят­ся:

оди­но­кие ро­ди­тель­ни­цы, вос­пи­ты­ва­ю­щие ре­бён­ка, яв­ля­ю­ще­го­ся ин­ва­ли­дом и не до­стиг­ше­го во­сем­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та;оди­но­кие ро­ди­тель­ни­цы, вос­пи­ты­ва­ю­щие ре­бён­ка млад­ше че­тыр­на­дца­ти лет;жен­щи­ны, име­ю­щие детей до трёх лет;ро­ди­тель (или дру­гой за­кон­ный пред­ста­ви­тель) — един­ствен­ный кор­ми­лец ин­ва­ли­да млад­ше во­сем­на­дца­ти лет, при усло­вии, что вто­рой ро­ди­тель не тру­до­устро­ен;ро­ди­тель (за­кон­ный пред­ста­ви­тель) — един­ствен­ный кор­ми­лец ре­бён­ка млад­ше трёх лет в семье, вос­пи­ты­ва­ю­щей ма­ло­лет­них детей (трёх и более), если дру­гой ро­ди­тель не ра­бо­та­ет;бе­ре­мен­ные жен­щи­ны.

Эта ка­те­го­рия ра­бот­ни­ков не может быть со­кра­ще­на ни при каких усло­ви­ях.

12. Работаю в должности воспитатель с 2004 года, имею диплом педагогического училища по специальности преподавание в начальных классах и высшее образование квалификация учитель-логопед, вопрос: должна ли я пройти переподготовку?

12.1. Можете, но не обязаны. Если работодатель будет настаивать на Вашей переподготовке и отправит Вас на обучение за счет организации, то лучше согласиться и пройти переподготовку.

13. У меня среднетехническое образование по специальности бухгалтер. Скажите пожалуйста смогу ли я работать в ДОУ воспитателем если пройду курсы переподготовки на воспитателя?

13.1. К должности воспитателя действующим законодательством предъявляются определённые требования к квалификации (Приказ Минтруда России от 18.10.

2013 N 544 н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”):
Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Консультация по Вашему вопросу звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России 14. Было среднее образование, прошла переподготовки на воспитателя, могу ли я работать воспитателем?

14.1. Да вы можете если среднее образование было педагогической направленности.

15. Я работаю воспитателем, профильное образование не педагогическое, но закончила курсы переподготовки, присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста. Могу ли я аттестоваться на 1 категорию?

15.1. Получение педагогическим работником квалификационной категории – это его право, а не обязанность. Требований к уровню образования для получения квалификационной категории нет.Есть “Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность”, утверждённый Приказом Минобрнауки России от 07.04.

2014 N 276, в котором указано:24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию….36.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662;выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

16. Имеется диплом воспитателя дошкольников, если я пройду переподготовку на физрука ДОУ, имею ли я право работать?

16.1. Если диплом воспитателя дошкольников совмещается со средним или высшим образованием – тогда имеете, образование достаточное.

17. Может ли журналист с высшим образованием пройти переподготовку на воспитателя и работать в детском саду?

17.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, НЕТ ОДНОЗНАЧНО! для работы в ДОУ, нужно педагогическое образование иметь.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В. адрес эл.почты-ligostaeva.2015@mail.ru

18. Имею высшее экономическое образование. Окончила курсы перепад готовки по специальности Воспитатель, работаю в детском саду по специальности, могу ли пройти курсы переподготовки по специальности Логопед, и работать логопед ом.

18.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, нет не можете.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В. адрес эл.почты-ligostaeva.2015@mail.ru

19. Имею высшее образование по направлению «психология образования», хочу пройти переподготовку на воспитателя, сколько нужно академических часов?

19.1. Уточните в организаций которой собираетесь проходить переподготовку.

20. У меня образование среднее специальное. По специальности дизайн. Я хочу работать в детском саду воспитателем. Вопрос: могу ли я пройти переподготовку на ДОУ или мне обязательно идти учиться в колледж или институт и получать образование там?

20.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, никто вас на работу в ДОУ воспитателем не примет, у вас нет соответствующего образования, чтобы там работать.
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В. адрес эл.почты-ligostaeva.2015@mail.ru

20.2. К должности воспитателя действующим законодательством предъявляются определённые требования к квалификации (Приказ Минтруда России от 18.10.

2013 N 544 н “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”):
Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

21.1. как минимум педагогическое, а какой воспитатель младший или старший не имеет значения. Всего вам доброго. Удачи.

22.1. Да, нужно пройти курсы профессиональной переподготовки для соответствия занимаемой должности в соответствии с ЕТКС.

23.1. Если учитель русского языка собирается работать воспитателем в дошкольном образовательном учреждении, то переподготовка требуется в связи с новыми ФГОСами с 1 января 2017 года.

24.1. ДА, можно пройти курсы переквалификации в виде профессиональной переподготовке и получить документ об образовании дающий вам право работы в качестве воспитателя.

25.2. Нет, не может работать.

26. Скажите пожалуйста, нужна ли помощникам воспитателя курсовая переподготовка.

26.1. Позвоните мне на сот. 8908-655-75-75 и я вам отвечу на все интересующие вопросы.

27. Кто должен оплачивать курсы переподготовки воспитателей.

27.1. Кто инициатор прохождения курсов, тот и платит.

28. Может ли агроном с высшим образованием пройти переподготовку на воспитателя ДОУ?

28.1. Да, может пройти и преподавать.

29. Обязан ли воспитатель проходить переподготовку по ФГОС?

29.1. Да, обязан проходить переподготовку.

30. Какая нужна лицензия для переподготовки на воспитателя.

30.1. Для переподготовки нужна не лицензия, а диплом об образовании.

Источник: //www.9111.ru/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9/

Главное о профессии воспитателя в Воронеже: советы начинающим специалистам и часто допускаемые ошибки

Нужно ли учителю русского языка проходить переподготовку, чтобы работать воспитателем с января 2020 года?

14.02.2020

В Воронеже постоянно требуются воспитатели дошкольных образовательных учреждений – как опытные, так и новички. Только на портале Яндекс.Работа в январе 2020 года размещено больше 100 свежих вакансий от государственных и частных ДОУ.

В связи с ростом спроса на профессию к воспитателю выдвигаются особые требования.

То есть специалисты должны не просто любить детей и хотеть работать с ними, но и обладать рядом личных и профессиональных качеств, прислушиваться к советам более опытных коллег.

Каким должен быть воспитатель?

Для работы воспитателем требуется профильное среднее профессиональное или высшее образование. При наличии диплома любого непрофильного вуза, колледжа, техникума можно получить право работать в ДОУ, окончив курсы профессиональной переподготовки по профилю «Дошкольное образование».

Воспитатель должен обладать знаниями в области дошкольной педагогики, возрастной психологии, физиологии, анатомии и гигиены, обязан разбираться в основах обучения математике, рисованию, физической культуре, чтению, счету и прикладному искусству.

Серьезные требования предъявляются к личным качествам специалиста, ведь ребенок в дошкольном возрасте опирается не только на слова, но и на поведение взрослого.

Поэтому воспитатель должен быть справедливым, спокойным, аккуратным, опрятным, тактичным, обладать хорошей дикцией и грамотной речью.

Может ли воспитатель работать учителем начальных классов?

Требования к образованию учителя начальных классов и воспитателя в профстандарте для педагогических работников одинаковы – им нужно окончить вуз, техникум или колледж по профилю «Образование и педагогические науки» либо пройти переподготовку на базе непрофильного высшего или среднего профессионального образования.

Но это не значит, что воспитатель может без дополнительного обучения устроиться на работу в школу. Чтобы получить нужные для преподавания в младших классах компетенции, необходимо пройти соответствующую программу профпереподготовки, например, курс:

Есть и программа, которая позволяет получить сразу две квалификации для работы в ДОУ и школе:

Распространенные ошибки начинающих воспитателей

  • Отсутствие индивидуального подхода к детям. Воспитатели-новички часто видят в детях только черты, присущие определенному возрасту: «В 3 года ребенок начинает проявлять интерес к ролевым играм», «В 2 года ребенок спит днем 2 часа». Но даже в 2-3 года каждый малыш уже является полноценной личностью со своим характером, темпераментом, интересами, способностями. К тому же дети развиваются неравномерно – кто-то немного отстает, кто-то, наоборот, опережает сверстников по развитию. Поэтому даже в условиях большого количества детей в группе детского сада нужно стараться применять индивидуальный подход. Например, одному малышу в случае проступка объяснить его неправоту словами, другому поставить в пример героя любимой сказки, у третьего задействовать эмоции.
  • Неправильное использование системы поощрений и наказаний. Воспитатели часто не успевают или не хотят разбираться в поступках детей, стараясь как можно быстрее разрешить любой инцидент, наказать «виновных» и утешить «пострадавших». Из-за этого наказания и поощрения нередко бывают несправедливыми, что негативно сказывается на психологическом климате в детском коллективе, формирует у малышей искаженное представление о добре и зле. Воспитателю нужно правильно увидеть конфликтную ситуацию, объяснить виноватым их неправоту и избрать такой вид наказания, который не ущемит чувство достоинства ребенка, не унизит его.
  • Повышение голоса на детей. Делать малышам замечания, обращать их внимание на неправильное поведение можно и даже нужно. Это один из ключевых моментов воспитания. Но важна форма педагогического воздействия. Окрики травмируют психологическую систему чувствительного ребенка, делают его замкнутым. Если же малыш не из робких, он быстро привыкает к замечаниям на повышенных тонах и перестает их воспринимать. Поэтому воспитателю нужно строго, но спокойно общаться с провинившимися детьми, объяснять им, в чем и почему они не правы. Малыш должен понять, что он сделал не так, а не просто испугаться крика.
  • Отсутствие культуры речи. В дошкольном возрасте у детей активно формируется речь. Проводя с воспитателями большую часть дня, именно у них малыш учиться, как и что говорить. Поэтому работникам ДОУ очень важно общаться не только с воспитанниками, но и друг с другом правильно – четко произносить слова, грамотно строить предложения, избегать слов-паразитов, сюсюканья и т. д.
  • Нарушение субординации в отношениях с родителями. Молодые воспитатели часто хотят стать друзьями с мамами и папами своих воспитанников. Но это не ведет ни к чему хорошему. Нередко «приближенные» родители начинают рассчитывать на особое отношение к их малышу, игнорируют общие требования и т. д. Поэтому отношения между родителями и воспитателем должны быть партнерскими, но субординированными.

Как избежать ошибок в работе с детьми? Советы опытных воспитателей

  • Всегда выясняйте, почему ребенок ведет себя слишком активно или пассивно. В первом случае постарайтесь успокоить малыша, а во втором – увлечь каким-то занятием или вовлечь в общую деятельность, игру.
  • Замечания делайте тихим голосом и адресно. Чтобы малыш вас услышал, подойдите к нему, отведите его в сторону.
  • Перед наказанием всегда объясняйте ребенку, в чем он не прав.
  • Старайтесь не критиковать и не наказывать воспитанников при других детях, не использовать обидные характеристики даже в шутку.
  • Не выделяйте «любимчиков», старайтесь уделять одинаковое внимание всем детям в группе.
  • Разбирайтесь во всех конфликтных ситуациях, чтобы выявить их причины и провести разъяснительные беседы с участниками, а не только наказать виновных.
  • Ищите поводы, чтобы похвалить каждого ребенка.
  • Не требуйте от детей, чтобы они работали в одном темпе и добивались одинаковых результатов. Каждый малыш уникален и развивается по-своему.
  • Избегайте сравнения детей друг с другом, ведь в дошкольном возрасте они особенно чувствительны к оценке взрослых.
  • Формируйте у детей самостоятельность – не делайте все за них, позволяйте им принимать решения и совершать ошибки.
  • Наблюдайте за малышами, чтобы увидеть их склонности к определенным занятиям (рисованию, пению, физическим упражнениям и т. д.) и сообщить об этом родителям.
  • Работайте над разносторонним развитием детей, пробуйте разные виды деятельности, педагогические методы и приемы.

Можно ли пройти курсы для воспитателей детского сада в Воронеже?

В АНО ДПО «ВГАППССС» можно пройти курсы профпереподготовки для работы в ДОУ на базе любого высшего или среднего профессионального образования. Обучение полностью дистанционное* – вы осваиваете программу через интернет и получаете диплом по почте.

Сколько учиться на воспитателя, зависит от программы – продолжительность курсов составляет от 3 до 13,5 месяцев. У нас можно получить разные квалификации: воспитатель детей дошкольного возраста, старший воспитатель, помощник воспитателя и другие (все программы вы найдете здесь).

Наши курсы разработаны экспертами-практиками, которые всегда готовы ответить на любые вопросы не только о воспитании и обучении детей, но и других аспектах работы в ДОУ, например, сколько часов должен работать воспитатель по закону и какую зарплату получать, какие обязанности на него возлагаются, как повысить категорию и т. д.

Если вы затрудняетесь с выбором курса, обращайтесь к специалистам приемной комиссии – они помогут определиться с программой и расскажут о порядке зачисления.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Внимание! В мае сотрудники академии продолжают работать дистанционно без выходных!

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Другие новости и статьи >>

Источник: //vgaps.ru/news/704

С 1 января 2020 года вступит в силу региональный закон о статусе педагога. разбираемся, что он в себя включает и что дает

Нужно ли учителю русского языка проходить переподготовку, чтобы работать воспитателем с января 2020 года?

В январе 2020 года вступит в силу принятый закон «О статусе педагога». В преддверии Дня учителя 25 сентября Сергей Морозов подписал соответствующий документ.

Ранее высокую оценку принятому закону дала Министр просвещения РФ Ольга Васильева, отметив, что Ульяновская область первой из регионов предложила принять такой документ, который в дальнейшем может стать  основой для разработки федерального закона.

По словам Министра образования и науки Натальи Семеновой, основная цель инициативы — закрепить статус педагога на законодательном уровне. В документе максимально полно прописаны принципы и нормы профессиональной этики педагогических работников.

Кроме того, в региональном законе отражены права педагогических работников, условия обеспечения профессиональной деятельности, аттестации учителей, повышения квалификации, виды поощрения и меры социальной поддержки.

Напомним, вопрос о повышении статуса педагогического работника является ключевым при реализации национального проекта «Образование» и федерального проекта «Учитель будущего».

Что включает в себя закон. 

— Педагоги выполняют важнейшую задачу национального масштаба. И, чтобы подчеркнуть этот государственный статус, предлагается выдавать каждому педагогу именное удостоверение и снабжать фирменным нагрудным знаком. Всем окружающим должно быть сразу понятно – это  идет Учитель!

— Помимо этого закон наделяет педагогических работников правом первоочерёдности приема государственными, муниципальными и деловыми структурами и ведомствами.

— Он дает право педагогическим работникам региона входить в состав координационных органов, рабочих групп, создаваемых совместно с Губернатором и Правительством Ульяновской области по вопросам социальной сферы. А структуры, организующие такие рабочие группы и советы, обязаны включать педагогов в их состав.

— Также творчески работающим педагогам будут установлены учительские категории — статусы, которые в результате длительного реформирования системы образования утратили смыслы.

Так, закон предлагает на уровне области ввести особые категории для педагогов, обладающих наибольшим опытом, показывающих устойчивые значимые результаты в обучении и воспитании, активно повышающих свое профессиональное мастерство. Таких категорий три.

Это «педагог-наставник», «педагог-методист» и «педагог-исследователь».   Учителя, получившие эти категории, будут получать существенную денежную выплату.

— Также будут введены возможности стажировок педагогов. Место стажировки педагоги будут выбирать сами. Например: во Всероссийском центре «Сириус». Финансирование будет осуществляться за счет областного бюджета.

В преддверии Дня учителя мы пообщались с педагогической общественностью о реализации данного закона.

  Директор  областного государственного учреждения «Институт развития образования» Сергей Андреев.

— Принятие закона о статусе педагога важнейшее событие в жизни региона.  С 1 января 2020 года закон вступит в силу. Но уже сегодня необходимо начать работу по определению механизмов его эффективной реализации.

Необходимо иметь четкое представление,  какие категории педагогических работников появятся в образовательных организациях. Это означает, что процедуры отбора претендентов на категории педагога-наставника,  педагога-методиста,  педагога- исследователя  должны будут запущены заблаговременно.

В январе в образовательных организациях данные категории педагогических работников должны приступить к своей деятельности. Нужно понимать, что в образовательных организациях придется скорректировать свои планы и программы деятельности, создать условия для работы.

Конечно, потребуется создание переговорных площадок для обсуждения стратегии действия в данном направлении, изучения имеющегося опыта и  трансляция лучших практик и др.

Игонина Елена Михайловна, директор муниципального общеобразовательного учреждения Октябрьский сельский лицей  

— Рассуждая над вопросом готова ли школа к внедрению закона «О статусе педагогического работника» вспоминаю слова В.А.

Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования».

Все изменения в образовательной деятельности требуют от педагога инициативности, творчества, нестандартного мышления, умение организовать так учебный процесс, чтобы он способствовал жизненной самореализации учащихся. Значит, учитель нового времени – учитель-исследователь.

Считаю, что педагог-исследователь должен заниматься практической и исследовательской деятельностью, направленной на научный поиск методов и способов совершенствования образования, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, активно включаться в инновационные процессы, иметь творческую индивидуальность, владеть методологическими, исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа. Педагог-исследователь поможет своим ученикам стать конкурентоспособным в современном быстроразвивающемся мире экономики. Такой педагог просто необходим для школы! Школа готова включиться в реализацию нового закона.

Толстых Людмила Анатольевна, заместитель директора Ульяновского педагогического колледжа 

— В законе появилась долгожданная всеми нами статья о категориях педагогических работников. Для педагогического колледжа тема наставничества особенно актуальна. Говоря о наставничестве как о форме социально-педагогического сопровождения, хотелось бы найти понимание решения различных проблем, связанных с деятельностью наставников.

Получить ответы на вопросы.

Среди них, например, такие: Только ли молодые и начинающие работать педагоги могут быть наставляемыми? Или институт наставничества предполагает освоение новых прикладных профессиональных компетенций более опытными педагогами под руководством Мастеров-наставников?  Должен ли наставник владеть набором специфических техник для передачи опыта, где и как можно этому научиться? Где узнать, у кого, чему и в какой форме молодой педагог может учиться? Думается, решить эти и другие вопросы могла бы Ассоциация педагогов-наставников Ульяновской области. И одним из первых направлений ее деятельности могло бы стать создание регионального банка данных о наставниках и сфере их профессиональных интересов.

Гуткович Ирина Яковлевна, заведующая детским садом «Волгарик» г. Ульяновска  

— Переориентация образовательного процесса в вузах, школах и дошкольных учреждениях на компетентностный подход ставит ряд проблем. Они связаны в первую очередь с тем, для  педагогов актуальным становится овладение  технологиями, позволяющими создать педагогическое пространство, обеспечивающее становление ключевых компетенций у детей.

В то время как существующая система повышения квалификации самих педагогов еще не переориентирована непрерывную систему профессионального роста. Ключевой смысл которой – индивидуальный образовательный маршрут педагога. Считаю новеллой закона о статусе педагога статью  о создании условий для прохождения педагогическими работниками стажировок.

Что особенно важно,  что стажировки для педагогов будут полностью финансово обеспечены.  Как руководитель стажировочной площадки сразу же задалась вопросом: сами площадки должны измениться? Ведь на стажировку придут педагогические работники, достигшие значимых результатов в свой деятельности.

Будет ли наша площадка для них полезной в плане наращивания личностного потенциала? Ответ однозначный: стажировочная площадка должна стать площадкой «образования будущего».

А это значит, что на такой площадке должны появиться новые категории педагогов — руководителей сажировки: педагоги-проектировщики образовательных траекторий, организаторы проектного обучения, тьюторы и это далеко не полный перечень новых педагогических профессий. Задача руководителя запустить этот механизм создания образовательной среды,  обеспечивающей реализации программы стажировки.

Источник: //ulpressa.ru/2019/10/03/%D1%81-1-%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F-2020-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%83-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB/

ПравосудиеЕсть