Обязан ли медработник иметь лицензию или сертификат при проведении предрейсовых осмотров?

Лицензирование кабинета предрейсового медицинского осмотра водителей

Обязан ли медработник иметь лицензию или сертификат при проведении предрейсовых осмотров?

Все предприниматели, занимающиеся транспортными перевозками, должны иметь специальную лицензию, позволяющую проводить медицинские осмотры водителей перед выходом на рейс. Подобная процедура обязательна для всех, кто садится за руль от лица предприятия. Потому стоит выяснить, как оформляется лицензия на проведение предрейсовых медицинских осмотров.

Для чего в принципе осуществляется медосмотр

Осмотр медработником позволяет обнаружить проблемы со здоровьем у водителя, пока он не отправился в рейс. Также процедура помогает оценить общее состояние человека. Работник не должен быть невменяемым, нетрезвым. Допускаются до работы отдохнувшие, четко понимающие, что происходит люди.

Медосмотр у водителей

Предприятие несет ответственность за каждого своего сотрудника. И медосмотр выступает эффективным средством контроля состояния рабочих.

Необходима ли лицензия

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей

Лицензия на предрейсовый осмотр водителей является обязательной. Потому оформлять ее просто необходимо. В противном случае совершение осмотров будет признано незаконным. Предприятие накажут. Как и в случае игнорирования подобных процедур перед рейсом.

Медосмотр перед рейсом

Требования к помещению для оформления лицензии

Охрана труда медицинских работников

При оформлении лицензии на предрейсовые медицинские осмотры водителей выдвигается ряд требований, касающихся комнат, в которых надлежит проводить процедуру. Среди них:

  • Комната должна располагаться в удобном месте. Обязательно наличие качественного естественного света;
  • Площадь должна составлять минимум 12 кв. м;
  • Наличие раковины обязательно. Она должна быть оснащена краном с чистой водой;
  • В качестве дополнительного освещения необходимо использовать дневные лампы;
  • Обязательно наличие шкафа, где можно разместить верхнюю одежду.

Какие процедуры входят в осмотр водителя

Перед устройством на работу все работники, включая механиков, водителей, проходят обязательный медицинский осмотр. Также он должен повторяться каждый год минимум раз. Им необходимо обойти ряд врачей, которые выносят заключение о состоянии здоровья каждого работника. Водители дополнительно перед каждым рейсом проходят освидетельствование для получения разрешения сесть за руль.

Производственный контроль в медицинских учреждениях

Осмотр перед рейсом является упрощенным вариантом стандартного медосмотра. Он состоит из следующих процедур:

  1. Обсуждение жалоб работника на здоровья. Если у него есть какие-то замечания, относящиеся к его организму, врачу необходимо внимательно его выслушать;
  2. Визуальный осмотр и базовые измерения. Доктор измеряет пульс, давление и температуру. Обязательно осматривает работника на предмет наличия травм и повреждений, которые могут помешать ему выполнить свои трудовые обязанности;
  3. Проведение проверки на опьянение. Доктор должен убедиться, что работник не находится в наркотическом или алкогольном опьянении, нет признаков интоксикации. Для этого врач использует специальные приборы и тесты;
  4. Внесение результатов. Заключение заносится в документацию, включая журнал проведения медосмотров, путевой лист.

Важно! Если работник является водителем экстренных служб, его могут допустить до работы без прохождения медосмотра перед рейсом.

Медработники

О чем информирует штамп медосмотра

Штамп должен содержать данные о медицинской организации и докторе, проводившем осмотр. Обязательно присутствует надпись о прохождении процедуры и допуске к работе. Также печать должна отражать дату и время проведения осмотра.

Доктор оставляет свою подпись, расшифровывает ее, указывая полностью свое имя.

Штамп информирует о том, что водитель прошел необходимые процедуры и обследования и может осуществить свою работу.

Лицензирование штатного медицинского работника предприятия

Помимо лицензирования медицинского кабинета для проведения предрейсовых осмотров, есть ряд других условий для осуществления процедуры. Осмотр могут совершать только работники мед организаций. Между ними и предприятием заключается договор об осуществлении этих процедур. Само учреждение должно иметь положенную лицензию, а медработник соответствующий сертификат.

Важно! Штатный сотрудник организации, даже обладающий медицинскими навыками, не имеет право осуществлять осмотр.

Потому у предприятия есть несколько путей решения проблемы:

  • Сделать собственный медицинский кабинет. Он должен соответствовать определенным параметрам. Также дополнительно его лицензируют, чтобы, не нарушая законов, проводить осмотры;
  • Начать сотрудничество с медучреждением. Для этого составляется и заключается договор между сторонами. Работники больницы будут проводить все манипуляции, и нанимать собственного медработника в штат не требуется.

Получение лицензии на проведение медосмотра

Кто осуществляет лицензирование

Выдает лицензию на медосмотр водителей специальный отдел Департамента Здравоохранения. Присутствует в каждом населенном пункте. Контролирует процесс Минздрав.

Обратите внимание! Есть возможность проверить наличие лицензии на сайте Росздравнадзор в режиме онлайн.

Перечень документов для получения лицензии

Начинается процесс лицензирования с предоставления от предпринимателя таких документов:

  • Диплом об образовании;
  • Квитанция, свидетельствующая об оплате госпошлины;
  • Свидетельство, разрешающее вести деятельность в качестве предпринимателя.
  • Также следует подготовить:
  • Свидетельства ИНН, ОГРН. Можно использовать копии;
  • Копия устава организации, заверенная у нотариуса;
  • Выписка из ЕГРЮЛ. Обязательно новая, полученная незадолго до отправки документов на получение лицензии;
  • Договор об аренде помещения;
  • Акт проведенной проверки СЭЗ;
  • Личные документы Список включает дипломы, паспорт, сертификаты. Подойдут копии.

Также требуется предоставить диплом о наличии высшего образования. Обязательно по специальности «Лечебное дело». Дополняется пакет бумаг сертификатом врача, разрешающим проводить подобные осмотры. Также должно быть удостоверение, которое подтверждает прохождение специального обучения, связанного с медосмотром водителей. Также по образцу заполняется соответствующая заявка.

Документы для получения лицензии

Порядок получения лицензии

Получение лицензии состоит из следующих этапов:

  1. Получение полной консультации в Росздравнадзоре. Эта процедура выполняется при необходимости;
  2. Перечисленные выше документы собираются в единый пакет;
  3. Собранные бумаги отправляют в Росздравнадзор;
  4. Проверка отправленных документов. Требуется некоторое время для осуществления этого пункта;
  5. Получение решения после проверки. Если оно положительное, тогда выдается лицензия.

Рассмотрение поданной заявки не может превышать 45 дней.

Обратите внимание! Собранные бумаги можно направить по месту назначения несколькими способами. Помимо личного визита в отделение Росздравнадзор, можно отправить все через почту, курьером или в электронном виде.

Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра

Подобные мероприятия для водителей важны из-за того, что они повышают безопасность на дороге. Нарушение порядка проведения приведет к наложению штрафа. Он составляет от нескольких тысяч до сотен тысяч. Все зависит от конкретного нарушения. Выплачивать штраф предстоит компании, сотрудником которой является данный водитель или группа работников.

С какими сложностями сталкиваются организации

Процедура получения лицензии несложная. Проблемы могут возникнуть на этапе сбора документов. Предоставить необходимо копии многих бумаг, собирать которые может быть долго.

Также сложности могут начаться при оборудовании подходящего кабинета под определенные стандарты. Не все организации обладают свободным помещением, отвечающим всем требованиям.

Перед рейсом каждый водитель должен проходить медицинский осмотр. Это позволит повысить безопасность на дороге. Для осуществления процедуры требуется лицензия. Получить ее несложно, но процесс не быстрый. Важно, чтобы руководитель организации правильно организовал получение лицензии, и тогда проведение медосмотров будет полностью соответствовать требованиям закона.

Источник: //ohranatryda.ru/dokumentatsyja/licenzia-na-provedenie-predrejsovyh-medicinskih-osmotrov.html

Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Обязан ли медработник иметь лицензию или сертификат при проведении предрейсовых осмотров?

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения”.

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

  1. Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
  2. К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

    Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

  3. Водители, транспортирующие опасные грузы.
  4. Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
  5. Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 «”О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему. Пишите в комментарии.

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность 🙂 Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н “Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”.

Если же времени у вас мало, читаем статью дальше. 🙂

Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры – это осмотры после рейса.

Нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:

  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

Записываем следующее:

  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Правила оформления путевых листов

Далее после того, как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”. Медицинский работник должен поставить подпись.

Это требование можно посмотреть в п.16 приказа Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать.

Все водители в обязательном порядке должны иметь при себе путевые листы после выпуска на линию.

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

Несмотря на ответственность и штрафы желаю не забывать, что дорога является объектом повышенной опасности, которая может грозить травмой не одному взятому человеку, а десяткам одновременно и не только работающих в вашей организации, но и другим участникам дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинский осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Источник: //oxrana-truda.ru/predrejsovyj-medicinskij-osmotr-poslerejsovyj

ПравосудиеЕсть