Обязан ли налоговый орган, ставить налогоплательщика в известность о дополнительных мероприятиях в ходе камеральной проверки

Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд

Обязан ли налоговый орган, ставить налогоплательщика в известность о дополнительных мероприятиях в ходе камеральной проверки

УТВЕРЖДЕНПрезидиумомОдиннадцатого арбитражногоапелляционного суда

29 апреля 2011 года

ОБЗОР
судебной практики по вопросам, возникающим в связи с нарушениями,
допущенными налоговыми органами при рассмотрении материалов налоговой проверки,
и их влияние на признание недействительными решений налогового органа

В соответствии с планом работы Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда на второе полугодие 2010 года проанализирована практика рассмотрения вопросов, возникающих в связи с нарушениями, допущенными налоговыми органами при рассмотрении материалов налоговой проверки и их влияние на признание недействительными решений налогового органа за период с 01 января 2009 года по 21 декабря  2010 года.

За указанный период Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом рассмотрено 2583 дел, связанных с применением налогового законодательства, что составляет 12 % от общего количества рассмотренных дел (21 390).

 Из них по 2396 делам обжаловался ненормативный правовой акт, вынесенный налоговым органом, в том числе в 1123 делах (5,2 % от рассмотренных) в качестве основания для признания недействительным ненормативного правового акта налогового органа заявитель указывал на нарушения, допущенные налоговыми органами при рассмотрении материалов налоговой проверки.

По 1023 делам суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции по результатам оценки допущенных налоговым органом нарушений.

В кассационном порядке обжаловано 1106 судебных актов апелляционной инстанции, что составляет 98,5 % от общего количества рассмотренных дел данной категории споров.

Анализ судебных актов, принятых по результатам оценки нарушений, допущенных  налоговыми органами при рассмотрении материалов налоговой проверки показал, что при рассмотрении дел за указанный период сложилась следующая практика. 

Закон (п. 14 ст.

101 НК РФ) выделяет два существенных нарушения условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые являются безусловным основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения- обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя; – обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Кроме того, основанием для отмены решения налогового органа могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Правда, только если такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.

Однако, сам факт подобных нарушений еще не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным.

Суд в каждом конкретном случае, руководствуясь п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, должен оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность решения, вынесенного налоговым органом. 

1. Нарушение прав налогоплательщика при подготовке к рассмотрению материалов проверки.

1)Налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ обязан сообщить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Общество с ограниченной ответственностью «КОМБАТ» обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.10.2009г. заявление ООО «КОМБАТ» удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2009 года решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09 марта 2010 года судебные акты оставлены без изменения.

При рассмотрении настоящего дела суды трех инстанций исходили, в том числе из того, что  отсутствуют доказательства надлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, что является нарушением требований статьи 101 НК РФ.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя является основанием для признания решения инспекции незаконным.

Выводы судов трех инстанций соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.02.2008 № 12566/07. (дела № А65-21953/2009, А65-26274/2009, А55-34988/2009, А55-3357/2009).

2) При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган должен составить акт, справку и вручить налогоплательщику для подготовки письменных возражений.

Общество с ограниченной ответственностью «Крокус» обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 июня 2009 года заявление удовлетворено.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 августа 2009 года решение оставлено без изменения

В кассационном порядке судебные акты не обжалованы.

При рассмотрении настоящего дела суды обеих инстанций исходили из того, что налоговым органом нарушена установленная ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации процедуры вынесения оспариваемого решения, поскольку результаты дополнительных мероприятий налогового контроляне направлялись налогоплательщику.(Дела № А55-3357/2009, № А55-892/2010, А72-17791/2009, А65-4976/2010, А55-892/2010)

По делу № а72-8248/2009 ФАС Поволжского округа установил, что по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля не был составлен и вручен налогоплательщику для подготовки письменных возражений соответствующий акт. Судом сделан вывод о нарушении налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ.

Источник: //11aas.arbitr.ru/node/13575

2.2. Мероприятия налогового контроля в ходе проведения камеральной

Обязан ли налоговый орган, ставить налогоплательщика в известность о дополнительных мероприятиях в ходе камеральной проверки

В процессе проведения камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе:

– истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие их право на эти льготы (п. 6 ст. 88);

– истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по НДС, – при подаче налогоплательщиком декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88);

– истребовать у налогоплательщика документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88);

– назначать экспертизу (ст. 95 НК РФ);

– привлекать специалиста (ст. 96 НК РФ);

– привлекать переводчика (ст. 97 НК РФ).

Кроме того, в ходе углублённой камеральной проверки на основании мотивированных решений налоговые органы имеют право проводить следующие мероприятия налогового контроля (ст. ст. 86, 90–97 НК РФ):

– истребование документов у контрагентов налогоплательщика и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;

– допрос свидетелей;

– выемку документов;

– осмотр помещений и территорий.

Ряд специалистов считают, что проведение допроса свидетелей, выемки и осмотра в ходе камеральной проверки не соответствует её природе.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Требование о представлении документов может быть передано руководителю организации или физическому лицу лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней – при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днём получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чём выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

В случае такого отказа или непредставления документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку документов.

С 1 января 2010 г. налоговый орган по общему правилу не вправе в ходе камеральной проверки повторно запрашивать документы, которые налогоплательщик представлял ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращённых впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

При необходимости налоговые органы вправе для осуществления налогового контроля привлекать на договорной основе специалистов (ст. 96 НК РФ) и переводчиков (ст. 97 НК РФ).

Налоговые органы вправе привлекать для участия в налоговых проверках (как камеральных, так и выездных) специалистов (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 92, п. 3 ст. 94, ст. 96, п. 4 ст. 101 НК РФ).

Налоговым кодексом РФ прямо предусмотрено, что специалисты могут участвовать в осмотре (п. 3 ст. 92 НК РФ) и выемке (п. 3 ст. 94 НК РФ).

Специалисты – это лица, которые обладают специальными знаниями, навыками и не заинтересованы в исходе дела (п. 1 ст. 96 НК РФ). Их участие необходимо, когда собственных знаний представителям налоговых органов недостаточно для целей налоговой проверки.

Благодаря своим познаниям и навыкам специалисты позволяют получить объективную и полную информацию об обстоятельствах, которые стали объектом налогового контроля, а также оценить их.

При проведении мероприятий налогового контроля могут привлекаться специалисты по учёту товарно-материальных ценностей, по работе со специальной техникой, в частности по техническому состоянию контрольного и учётно-измерительного оборудования, по замеру торговых площадей и др.

Важно отличать специалиста от эксперта. Перед экспертом ставятся вопросы, по которым он должен дать своё заключение в письменной форме (п. 8 ст. 95 НК РФ). В свою очередь, специалист не дает заключений, он только проясняет какие-либо факты, которые интересуют налоговиков, и высказывает свои суждения.

Специалист, который был привлечён для выполнения конкретных действий во время налоговой проверки, может быть опрошен в качестве свидетеля по этим обстоятельствам (п. 3 ст. 96 НК РФ).

Специалисты также могут привлекаться к участию в рассмотрении материалов налоговой проверки по решению руководителя налогового органа (его заместителя), который рассматривает материалы (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Физическое лицо, которое привлекается в качестве специалиста, должно обладать следующими качествами (п. 1 ст. 96 НК РФ):

1) иметь соответствующие специальные знания и навыки, которые позволяют дать объективную и полную информацию по интересующим налоговиков обстоятельствам, а также их оценку;

2) быть не заинтересованным в исходе дела.

Участие специалиста в рассмотрении материалов по итогам проверки должно быть оформлено специальным решением (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Специалисты привлекаются на основании договора (п. п. 1, 2 ст. 96 НК РФ).

В необходимых случаях при проведении налоговых проверок налоговики могут привлечь переводчика к участию в конкретных действиях (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 97 НК РФ).

Необходимость в привлечении переводчика возникает, к примеру, когда нужно осуществить какой-либо устный или письменный перевод в ходе допроса свидетеля и осмотра документов, перевести представленные налогоплательщиком документы, обеспечить полноценное участие налогоплательщика, который не владеет русским языком, в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (пп. 1, 2 ст. 97 НК РФ).

Переводчиком может выступать не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, которое владеет языком, знание которого необходимо для перевода. В том числе и лицо, которое понимает язык глухонемых (п. 2 ст. 97 НК РФ). Переводчик привлекается к участию в мероприятиях налогового контроля на договорной основе.

Должностное лицо налогового органа вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого плательщика, эти документы (информацию). До 2007 г. эта процедура называлась встречной проверкой. Истребование документов может проводиться в следующих случаях (пп. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ):

1) при проведении налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ);

2) после окончания налоговой проверки в период рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Истребование в данном случае проводится при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Налоговые органы в связи с проводимыми налоговыми проверками вправе в порядке п. 1 ст. 93.1 НК РФ истребовать любые документы и информацию, при условии, что они касаются деятельности проверяемого налогоплательщика.

С 1 января 2011 г. запрещается повторное истребование документов, уже представленных налогоплательщиком (консолидированной группой налогоплательщиков) при проведении налоговой проверки (абз. 3 п. 5 ст. 93.1, п. 5 ст. 93 НК РФ).

Данные процедуры проводятся в целях подтверждения действительности и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных налогоплательщиком.

Налоговый орган направляет письменное поручение об истребовании документов в налоговый орган по месту учёта лица, у которого должны быть истребованы документы. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учёта лица, у которого истребуются документы, направляет этому лицу требование.

Требование о представлении документов (информации) в порядке истребования документов может быть направлено:

– контрагенту проверяемого налогоплательщика;

– иному лицу, которое располагает необходимыми для налоговиков документами (информацией) относительно деятельности налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).

Документы и информация могут быть истребованы, в том числе у правоохранительных, контролирующих, финансовых, регистрирующих органов, банков, страховых организаций и других субъектов.

Форма поручения об истребовании документов (информации) установлена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ и является обязательной для применения налоговыми органами. Лицо, получившее требование о представлении документов, обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения, при этом срок представления документов может быть продлен.

Ограничения на истребование документов у контрагентов налогоплательщика и третьих лиц законодательством не установлены.

Источник: //sci-lib.biz/nalogi/meropriyatiya-nalogovogo-kontrolya-hode-33833.html

Камеральная проверка не обязывает налогоплательщика предоставлять налоговому органу данные первичного учета

Обязан ли налоговый орган, ставить налогоплательщика в известность о дополнительных мероприятиях в ходе камеральной проверки

Новости и аналитика Новости Камеральная проверка не обязывает налогоплательщика предоставлять налоговому органу данные первичного учета

 igorstevanovic / Shutterstock.com

В рассмотренном примере организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год.

По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года.

В 2017 году после получения декларации за 2016 год налоговый орган выставил организации требование о представлении первичных документов, подтверждающих финансовый результат 2014 года на основании п. 3 ст. 88 Налогового кодекса.

После того как организация представила в ИФНС затребованные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль.

В требовании ИФНС отсутствовали ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации и не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. В связи с этим у компании возник вопрос: имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки запрашивать регистры бухгалтерского и налогового учета?

Как получить отсрочку в предоставлении документов налоговому органу, узнайте из материала “Сроки предоставления истребуемых налоговым органом документов в “Энциклопедии решений. Налоги и взносы” интернет-версии системы ГАРАНТ.

 Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

В ответе эксперты службы Правового консалтинга компании “Гарант” пояснили, что процедура сообщения налоговым органом о выявленных ошибках с требованием представления пояснений, предусмотренная п. 3 ст. 88 НК РФ, отличается от процедуры истребования документов.

Необходимость составления сообщения об ошибках с требованием пояснений возникает в целях реализации налогоплательщиком своих прав по представлению пояснений, связанных с исчислением и уплатой налогов. Для истребования же документов при проведении камеральной проверки необходимо наличие самостоятельных оснований, установленных ст. 88 НК РФ.

Процедура истребования документов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ, путем направления требования о представлении документов (информации).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст.

88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ, письмо ФНС России от 17 июля 2013 г.

№ АС-4-2/12837@ , письмо ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705@).

В рассмотренной ситуации ИФНС имела право затребовать только пояснения, но не первичные документы.

Если же в налоговой декларации были бы обнаружены ошибки или противоречия, либо в случаях, прямо установленных нормами НК РФ (ст.

88 НК РФ), то истребовалась бы “первичка”, в том числе данные регистров налогового и бухгалтерского учета. Однако рассматриваемая ситуация ни к одному из этих случаев не относится.

//www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Кроме того, налоговики пропустили срок истребования документов. Согласно налоговому законодательству, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) .

По смыслу данной нормы налоговый орган обязан осуществить все проверочные мероприятия в отношении принятой им налоговой декларации в установленный для проведения камеральной налоговой проверки трехмесячный срок.

Возможности направления в адрес налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц требования о представлении документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, в котором указано, что истребуемые документы необходимо представить в связи с проведением камеральной налоговой проверки, по истечении срока, отведенного на проведение такой проверки, положениями НК РФ не предусмотрено.

Права запрашивать такие пояснения по декларациям, в отношении которых камеральная проверка завершена, ст. 88 НК РФ и иные положения НК РФ налоговому органу не предоставляют (п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Источник: //www.garant.ru/news/1111007/

Практика проведения налоговых проверок

Обязан ли налоговый орган, ставить налогоплательщика в известность о дополнительных мероприятиях в ходе камеральной проверки

Сайт журнала «РНК»Электронный журнал «РНК»

Здравствуйте, Константин Викторович! Наша организация меняет свое постоянное местонахождение.

Согласно пункту 4 статьи 84 НК РФ на основании сведений из ЕГРЮЛ налоговый орган по прежнему адресу должен снять организацию с учета, передать все документы по новому месту регистрации, где на их основании новый налоговый орган поставит ее на учет.

Налоговый орган (по прежнему адресу) в период переезда организации ведет камеральную проверку. Должны ли проверяющие лица в связи с переездом фирмы завершить текущую камеральную проверку ранее установленного срока?

Практика проведения налоговых проверок, согласно статье 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговиков. Ее осуществляют уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя данного налогового органа.

Максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Основание — пункт 2 статьи 88 НК РФ.

Установленный трехмесячный срок проведения камеральной проверки не препятствует налоговому органу завершить такую проверку ранее указанного срока, однако обязанности сделать это налоговым законодательством не установлено.

Налоговый кодекс не предусматривает действий налоговых органов по прекращению, отмене проведения налоговой проверки, а также замене налогового органа, который проводит камеральную налоговую проверку, в связи с изменением администрирования юридического лица.

После завершения камеральной налоговой проверки документы по ее результатам в установленном порядке будут направлены в налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика.

Привлечение к ответственности за налоговый период, не отраженный в проверяемой декларации

В ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС за IV квартал 2009 года проверяющие пришли к выводу, что организация занизила налоговую базу по НДС за III квартал 2009 года.

В связи с этим налоговый орган принял решение о доначислении налога, начислении пеней и привлечении организации к ответственности по операциям, осуществленным в налоговом периоде, сведения за который не отражены в проверяемой декларации.

Поясните, пожалуйста, прав ли налоговый орган в данной ситуации?

Практика проведения налоговых проверок. Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Следовательно, установить факт нарушения законодательства о налогах и сборах в вашей ситуации проверяющие могут только в рамках проверяемой декларации по НДС за IV квартал 2009 года.

Таким образом, вывод о занижении налоговой базы можно cделать только в отношении налогового периода, за который представлена декларация.

В случае, когда срок камеральной проверки налоговой декларации по НДС  за III квартал 2009 года уже истек, налоговый орган может проверить правильность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за указанный период только путем проведения выездной налоговой проверки.

Обратите внимание: если налогоплательщик обнаружил в налоговой декларации, сданной им в налоговый орган, факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то налогоплательщик обязан внести в нее необходимые изменения. Для этого ему следует представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.

Исполнение требования о представлении документов

Константин Викторович, у нас такой вопрос. Организация осуществляет операции, освобождаемые от обложения НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ.

Декларация по указанному налогу за IV квартал 2009 года была подана в налоговый орган 18 января 2010 года.

А 28 апреля налоговый орган выставил требование о представлении документов, подтверждающих право на указанное освобождение, для проведения камеральной налоговой проверки. Правомерно ли данное требование?

В рассматриваемой ситуации, учитывая, что 18 апреля 2010 года — это воскресенье, камеральная налоговая проверка должна быть завершена не позднее 19 апреля 2010 года.

Если в ходе проведения камеральной налоговой проверки выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, то в течение 10 дней после ее окончания составляется акт камеральной проверки. Об этом говорится в пункте 1 статьи 100 НК РФ.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Основание — пункт 1 статьи 93 Налогового кодекса.

Исходя из положений статьи 93 НК РФ, требование о представлении документов должно быть вручено налогоплательщику в период проведения камеральной налоговой проверки — то есть в пределах указанного трехмесячного срока.

Направление в адрес налогоплательщика требования о представлении документов, необходимых для проведения камеральной налоговой проверки, после истечения срока ее проведения Налоговым кодексом не предусмотрено.

Дополнительные мероприятия налогового контроля при камеральной и выездной проверках

Добрый день! В каких случаях налоговый орган назначает дополнительные мероприятия налогового контроля в ходе камеральной налоговой проверки?

Пунктом 6 статьи 101 НК РФ установлено, что для получения дополнительных доказательств с целью подтверждения совершения налоговых правонарушений или отсутствия таковых руководитель (его заместитель) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В данном решении приводятся обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В соответствии со статьями 90, 93, 93.

1 и 95 НК РФ в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть истребованы документы, проведен допрос свидетеля или экспертиза.

Тогда еще один вопрос. Должен ли налоговый орган ставить налогоплательщика в известность о дополнительных мероприятиях, осуществляемых в ходе камеральной налоговой проверки?

Уведомление налогоплательщика о том, какие действия будут производиться налоговым органом в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, Налоговым кодексом не предусмотрено.

***

В отношении нашей организации налоговый орган в ходе выездной проверки проводит дополнительные мероприятия налогового контроля. Обязательно ли составление акта после проведения названных мероприятий?

Первой частью НК РФ по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не предусмотрено составление какого-либо акта.

А должен ли налоговый орган предоставить налогоплательщику возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов, полученных в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля?

Да, налоговый орган обязан обеспечить в установленном порядке участие налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично и (или) через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщику должна быть предоставлена возможность подачи, в том числе в письменной форме, возражений по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля.

Кроме того, отмечу, что согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К названным существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои объяснения.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 391/09 указано следующее. Участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.

Направление материалов для возбуждения уголовного дела

Налогоплательщик получил требование об уплате налога. Причем размер недоимки позволяет предполагать факт совершения им нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Налогоплательщик указанные в данном требовании суммы недоимки уплатил не в полном объеме.

В данной ситуации должен ли налоговый орган направить в органы внутренних дел материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела?

Источник: //www.glavbukh.ru/art/48711-goryachaya-liniya-praktika-provedeniya-nalogovyh-proverok

Порядок проведения камеральной налоговой проверки – 2020

Обязан ли налоговый орган, ставить налогоплательщика в известность о дополнительных мероприятиях в ходе камеральной проверки

Камеральная проверка является одним из видов проверок, осуществляемых налоговыми органами. Она позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, предоставляемой налогоплательщиками. Каковы процедура и порядок проведения камеральной проверки, рассмотрим в представленной статье.

Камеральная налоговая проверка – это…

Сколько длится камеральная проверка

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Выявление противоречий в представленной отчетности

Итоги

Камеральная налоговая проверка – это…

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2020 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений.

Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период.

Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета.

При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ).

Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Об особенностях проведения камеральной проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2020 году».

Сколько длится камеральная проверка

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

О принятии решения по итогам камеральной проверки читайте в материале «Решение по камеральной проверке может быть принято до истечения трехмесячного срока».

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Бывает, что на первоначальном этапе камеральной проверки не выявляется никаких нарушений в предоставленной налоговым органам отчетности. Соответственно, оснований для углубленной камеральной проверки нет, и камеральная проверка заканчивается на данной стадии.

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1 НК РФ).

О том, что отличает камеральную проверку по НДС, читайте в статье «Особенности камеральной проверки по НДС к возмещению».

По каким критериям налоговики проверяют декларацию при возмещении НДС подробно рассмотрено в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и приступайте к изучению материала бесплатно.

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме. Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки.

Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку. Процедура осуществления углубленной камеральной проверки зависит от ее оснований.

Углубленная камеральная проверка может проводиться по формальным основаниям для углубленной проверки (заявленные льготы по НДС, предоставление поясняющих документов и т. д.).

При данных основаниях сотрудники налоговой инспекции оценивают представленные документы и проводят конкретные мероприятия по налоговому контролю.

Они могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщиков или какую-либо информацию у банка по расчетному счету.

Вправе ли ФНС при проведении камеральной проверки декларации по УСН с объектом «доходы» затребовать первичные документы, подтверждающие расходы налогоплательщика? Ответ на данный вопрос дает советник государственной гражданской службы 2 класса Е. С. Григоренко. Изучите материал бесплатно, получив пробный доступ к КонсультантПлюс. 

Эти процедуры налоговые органы проводят для того, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок и искажений в данных отчетности либо выявить нарушения налогового законодательства.

При выявлении в ходе камеральной проверки в декларации (отчетности) каких-либо нарушений, противоречий, ошибок налоговики обязаны поставить в известность налогоплательщика и потребовать документальное подтверждение представленных данных либо достоверную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случаях когда основанием для углубленной камеральной проверки являются технические ошибки, явные несоответствия финансовых показателей в отчетности, проверяющие потребуют предоставить пояснения либо корректировку.

С 2017 года обязательной стала подача пояснений по НДС в электронном формате. Подробнее об этом – в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде».

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

О том, как оформить пояснения для налоговых органов, читайте в статье «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

О процедуре проверки уточненной декларации читайте в материале «Инспекция “прокамералит” вашу уточненку полностью».

Итоги

Камеральная проверка проводится налоговиками при получении каждой декларации или расчета. Срок проведения проверки не может превышать 3 месяцев, а декларации по НДС – 2 месяцев (за редким исключением).

Проверка, как правило, проходит в автоматическом режиме. Система анализирует декларацию по контрольным соотношениям. Если разрывов нет, то проверка на этом и заканчивается.

Если есть, налоговики приступают к более углубленному изучению представленной информации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: //nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/kameralnaya_nalogovaya_proverka/poryadok_provedeniya_kameral_noj_nalogovoj_proverki/

ПравосудиеЕсть