Оплата коммунальных услуг по законодательству

Закон ЖКХ о коммунальных услугах

Оплата коммунальных услуг по законодательству

Закон о ЖКХ фактически состоит из целого комплекса законов, которые, если рассматривать их совместно, являются основой жилищного действующего законодательства.

Закон о жилищно-коммунальных услугах, говоря о проживании в определённом жилье, подразумевает, кроме определённых прав, также и ряд важных обязанностей. Чтобы обеспечить проживание жильцов, государство гарантирует предоставление жизненно важного для них коммунального обслуживания.

Жильцы, соответственно, обязаны их оплачивать по ст. 153 ЖК РФ (Жилищного кодекса) и выполнять определённые законодательством правила.

Обзор законодательства

Законодательство в сфере ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) может включать в себя ряд основополагающих документов. Это может быть приказ, постановление, закон, а также некоторые другие виды юридических документов.

Основным из них будет Жилищный кодекс, федеральный закон. Этот документ составляет юридическую основу законодательства, регулирующего обращение такого вида недвижимости, как жилые помещения.

Федеральный закон рассматривает вопросы следующего рода:

  1. Те, что связаны с предоставлением жилья.
  2. Иногда, в некоторых ситуациях законодательство допускает возможность их изъятия. Такие вопросы, соответственно, регулируются в рассматриваемом документе.

Речь при этом может идти как о том жилье, что находится в частном владении, так и о том которое входит в категорию социального жилья.

В коммунальной деятельности важное значение имеет регламентация вопросов, которые относятся к использованию общих помещений и технических устройств, обеспечивающих жилищные коммунальные работы.

Важно также установить правила относительно территории, находящейся рядом.

Можно сказать, что ЖКХ законодательство Российской Федерации определяет основы, по которым организациям ЖКХ регламентируется жилищно-коммунальное обслуживание.

Здесь говорится о наиболее важных, наиболее основных вещах. Для их детализации приняты другие документы, которые носят более частный, уточняющий характер.

Учитывая важность регламентации деятельности этого сектора экономики, было принято Постановление 354. Оно формулирует требования и нормы обеспечения жилищно-эксплуатационными организациями услуг собственникам и нанимателям. Ещё здесь рассматриваются обязанности исполнителей жилищных услуг, их права и лицензирование подобных служб.

Наряду с этой информацией, рассмотрены требования к качеству оказанных услуг и правила расчёта или перерасчёта сумм коммунальных платежей. Федеральный закон указывает формулы, обязательные при применении во время таких расчётов.

Ещё один важный подзаконный акт регулирует важную сторону деятельности по осуществлению жилищно-коммунальных услуг. Речь идёт о сжатом их списке в Постановлении правительства 290 от 3 апреля 2013 года. Оно называется: «О минимальном перечне услуг, нужных для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и порядке их оказания».

Как известно, когда речь идёт об уплате счетов по конкретной квартире или дому, принципах расчёта, начисления и проведения выплат таких сумм, они являются в достаточной степени понятными и вызывают относительно мало вопросов.

С другой стороны, когда речь идёт об общедомовом имуществе многоквартирного дома, ситуация становится достаточно неопределённой.

Ведь в данном случае возникают вопросы об обслуживании коммуникационного оборудования, находящегося вне жилья, обслуживании лестниц, лифтов, ремонтах, уборке придомовой территории и других достаточно сложных вопросах.

Какие требования к предоставлению таких услуг предъявляет федеральный закон, сколько за них нужно платить? Кто именно должен заниматься обслуживанием общедомового имущества? Важно также получить ответ и на вопрос, который имеется в формулировке рассматриваемого документа, о том, каков именно самый краткий список жизненно важных услуг?

Здесь раскрываются несколько существенных аспектов:

  1. В документе конкретно указывается минимальный список обязательных для предоставления услуг и работ, которые достаточны для содержания многоквартирного дома в исправном состоянии.
  2. Рассматриваемый вопрос конкретизирован, определены правила выполнения коммунального обслуживания, которые должны исполняться соответствующими коммунальными службами.
  3. Здесь особо рассматриваются такие услуги, которые относятся к водоснабжению или теплоснабжению.
  4. Дополнительно рассматриваются и другие виды работ, которые не входят в перечисленные разделы. Пример — это проведение влажной уборки на общей площади многоквартирного дома. В частности, приводится перечень работ и услуг, относящихся к данному разделу.

О чём говорят другие документы?

Например, наниматель селится на новой жилплощади и считает, что это его собственность (в некоторой степени), на которой он имеет право действовать по своему усмотрению. Во многих аспектах это именно так и есть. Однако при этом речь идёт не только о его правах, но и об обязанностях.

Кроме всем известной обязанности по оплате разного рода коммунальных платежей, не нужно забывать и о других сторонах вопроса. Одной из важнейших является обязанность поддержания жилища в исправности.

Это как раз и регламентируется документом, который здесь будет кратко рассмотрен — постановление, изданное 13 августа 2006 года под номером 491 «Об утверждении норм и правил для использования жилых помещений».

Речь здесь идёт о правилах, относящихся к жильцам из тех домов, которые относятся к многоквартирному типу. Регулируются детали эксплуатации такого рода жилья. Подробно сформулированы правила, касающиеся самих собственников, а также и жильцов. Здесь может рассматриваться ряд следующих ситуаций.

  1. Важным аспектом является пользование жилой площадью по предусмотренному для него назначению. В частности, здесь важно, что если недвижимость разрешено использовать только для проживания, то там не может работать, например, механическая мастерская или химическое производство. Для того чтобы изменить назначение жилого помещения, нужно предварительно получить разрешение государства, пройдя соответствующую процедуру оформления. Не во всех случаях получение нужного разрешения может оказаться возможным.
  2. Другим важным направлением деятельности является поддержание жилья в надлежащем состоянии. Коммуникации, которые проходят внутри квартиры, являются частью коммуникаций всего дома и неисправность, имеющая место в одной квартире, может сильно повлиять на степень исправности оборудования за её пределами. В качестве примера можно привести возможность утечки газа или, скажем, засорение сточных труб. Поддержание квартиры на необходимом уровне — это важная составная часть обязанностей жильцов.
  3. В документе также рассмотрена ещё одна категория вопросов. Речь идёт о специализированном жилом фонде. Для него предусмотрены ограничения, которые связаны с его обменом или, например, сдачей в поднаём.

Здесь были рассмотрены основные документы.

Конечно, речь шла лишь о наиболее специфичных для данной сферы законодательных актах. Реальное юридическое применение упомянутых норм может быть связано и со многими другими законодательными актами, например, с Гражданским кодексом.

В заключение следует рассмотреть ещё одну важную сферу, которая имеет непосредственное отношение к жилищному законодательству. Как известно, сложные вопросы, конфликты интересов нельзя исключить из рассмотрения даже при самом подробном законодательстве.

Если указанные ситуации имеют место, заинтересованные лица могут обратиться в судебную инстанцию для рассмотрения соответствующих вопросов.

Эта тема регламентируется следующим документом — Постановление 14 Пленума Верховного Суда России «О вопросах, которые возникают при применении Жилищного кодекса» от 2009 года.

Здесь рассматриваются вопросы о предоставлении коммунальных услуг, носящие довольно сложный характер, для решения при этом потребуется подать судебный иск.

Новые изменения

За несколько последних месяцев рассматривалось немало нововведений, относящихся к деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Важным вопросом является определение того, какие коммунальные платежи нужно платить. Важен и вопрос, как организована такая выплата с учётом последних изменений в законодательстве.

Одним из важных моментов будет рост тарифов. В частности, для москвичей с середины года возрастут тарифы за горячую и за холодную воду. Степень роста составит десять и более процентов.

При планировании таких изменений бралось в расчёт и то, что постоянный и существенный рост величины коммунальных платежей может стать существенной нагрузкой для жильцов, особенно для тех, кто входит в категорию малообеспеченных граждан.

Вводимые изменения предназначены для повышения ответственности как плательщиков, так и поставщиков коммунальных услуг.

Много сложностей обычно вызывала разновидность выплат, направленных на обеспечение содержания дома или компенсацию выполнения капремонта в будущем. Теперь тарифы станут учитываться в разделе, где указывается плата за коммунальные услуги.

Усовершенствование далеко не косметическое. На него можно посмотреть с различных точек зрения.

Раньше указанная оплата выделялась отдельно от основных платежей, и это выглядело, как дополнительные, а не основные выплаты, которые к тому же представляли собой значительную финансовую нагрузку. Теперь же эти затраты включены в основные выплаты.

С другой стороны, при новом положении дел начисление оплаты на содержание дома и придомовой территории, а также и проведения ремонта рассчитываются в такой сфере и теперь произвольный способ их начисления вряд ли теперь возможен.

Раньше статус отчислений на эти цели носил несколько неопределённый характер, что иногда могло приводить к проблемным ситуациям.

С другой стороны, произведённые уточнения не только делают более чёткой процедуру начисления коммунальных выплат, но и повышают ответственность жильцов за уклонение от произведения выплат.

Если раньше просрочки в этой сфере были чем-то более или менее нормальным, хотя и неприятным, то теперь такая ситуация может привести к наложению довольно существенных штрафов по отношению к тем жильцам, которые являются неплательщиками.

Новые изменения в вопросах об оказании коммунальных услуг коснутся ещё одной важной сферы. Речь идёт о предоставлении коммунальных услуг по вывозу мусора. Как известно, эта сфера деятельности коммунальных служб является очень важной.

В то же время ранее прямой оплаты данного вида услуг не выполнялось. Как же дела обстоят теперь? Какие изменения предусмотрены в 2017 году? Теперь в обязательном порядке жильцы должны будут непосредственно оплачивать коммунальным службам, имеющим нужную лицензию, расходы по уборке мусора.

При этом здесь одновременно используются два принципа начисления, которые будет применять управляющая компания:

  • по количеству мусора на каждого из жильцов;
  • в соответствии с объёмом произведённого мусора.

В обращение планируется ввести ещё один важный принцип. Речь идёт о поощрении раздельного сбора мусора. То есть, говоря другими словами, если выбрасываемый мусор будет рассортирован установленным образом, то и плата за его уборку будет несколько меньше.

Если жилец поступит неправильно и откажется сортировать выбрасываемый мусор, ему придётся оплачивать более высокий тариф. Такой подход позволит производить более эффективную не только уборку, но и утилизацию и вторичное использование мусора.

В частности, в соответствии с 458 Федеральным законом бытовые отходы (твёрдые) перешли в разряд коммунальных отходов.

Кроме изменений для процедуры оплаты, будут приняты и другие меры. Предлагается стимулировать активность региональных операторов, занимающихся переработкой мусора. На настоящий момент этот законопроект прорабатывается и готовится с тем, чтобы его приняли, а он получил юридическую силу.

Сейчас эта сфера является весьма непрозрачной, что не может не отражаться на уменьшении эффективности в этой сфере.

На этот момент такие меры ещё не приобрели обязательного характера (федеральный закон ещё не принят), но те регионы, которые хотят проявить инициативу в этой сфере, имеют возможность, получив лицензирование, постепенно приступить к использованию новых форм работы в правильном формате в этой сфере.

Рассматривается также законопроект, который предусматривает отмену влияния невыплат на предстоящий капремонт на возможность получения льготы по текущим коммунальным платежам.

На данный момент, как известно, данная невыплата является препятствием для получения компенсации.

Информационная поддержка

Теперь практически в любой области человеческой жизни и деятельности большую роль играет уровень компьютеризации деятельности. Это позволят оптимальным образом использовать требуемые данные о предоставлении коммунальных услуг. Здесь в текущем году предусмотрено создание соответствующего компьютерного комплекса. Его называют ГИС ЖКХ (информационная система, предназначенная для ЖКХ).

Говоря коротко о её основных функциях для российского квартирного плательщика, следует отметить, что здесь речь идёт не только о предоставлении жилищных услуг, но и о раскрытии информации об этом:

  1. Одной из важнейших функций является возможность делать централизованно платежи онлайн, не выстаивая длинных очередей при оплате коммунальных услуг.
  2. Этой программе присуща учётная функция. С её использованием можно будет точно узнать об оплате коммунальных услуг, состояние своих финансовых расчётов согласно ст.153 ЖК РФ. На соответствующем сайте легко можно будет узнать, погашены ли задолженности на данный момент, а при неуплате — их точную сумму.
  3. Важным моментом является возможность точно узнать действующие на данный момент тарифы по ЖКХ. Это может быть особенно важным в тех случаях, когда коммунальные услуги меняют свои тарифы, что позволит исключить неверные данные при произведении расчётов.

Создание и лицензирование этой системы предусмотрено в течение 2017 года. Она предоставит полную информацию о предоставлении коммунальных услуг.

Источник: //ZhiloePravo.com/zhkh/zakony.html

Коммунальные услуги: понятие, порядок предоставления, оплата

Оплата коммунальных услуг по законодательству

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и т.п., регулируют «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Что вообще подразумевает под собой понятие «коммунальные услуги»? Отвечая на этот вопрос, можно разделить все виды коммунальных услуг на следующие:

а) холодное водоснабжение;

б) горячее водоснабжение;

в) водоотведение;

г) электроснабжение;

д) газоснабжение;

е) отопление.

Необходимо отметить, чтообязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее – конклюдентные действия).

Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.

в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Исполнитель, то есть организация, выбранная жильцами многоквартирного дома для обеспечения последнего коммунальными ресурсами, обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;

в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;

г) принимать в порядке и сроки, которые установлены Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, – также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;

д) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;

е) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва и т.п.

Потребитель обязан:

а) при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности – принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий;

б) информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

в) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

г) нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору:

а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;

б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный Правилами;

г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов – сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

иными основаниями, установленными в Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме) и т.п.

Информация, изложенная в данной памятке, является основой, которую должен знать каждый потребитель коммунальных услуг.

Она необходима для того, чтобы каждый потребитель знал, исполнение каких обязанностей он вправе требовать от исполнителя, оказывающего коммунальную услугу, о том, на основании чего возникают отношения по оказанию коммунальных услуг, и какие виды договоров различают. А также то, какую информацию должен получать потребитель в каждой квитанции, во избежание оплаты лишних денежных средств.

Источник: //73.rospotrebnadzor.ru/content/114/36891/

Нормы закона о коммунальных платежах в 2020 году

Оплата коммунальных услуг по законодательству

Обязанность по внесению соответствующих выплат за коммунальные услуги прописана в действующем законодательстве, но при этом далеко не все граждане знают о том, как она реализуется.

В связи с этим гражданам лучше заранее узнать, как выглядит закон о задолженности по коммунальным платежам в 2020 году и что им регулируется.

Обязанности потребителя

Правила, которыми регулируется начисление платежей за различные коммунальные услуги, прописаны в специализированном Постановлении Правительства №354.

В частности, стоит отметить несколько ключевых положений этого нормативного акта:

  • точная сумма коммунальных платежей устанавливается в соответствии с показателями индивидуальных приборов учета, размещенных в помещении;
  • если на территории жилого помещения не установлены такие устройства, то в таком случае стоимость коммунальных услуг будет рассчитываться в соответствии с нормативами, установленными местными управляющими органами;
  • общая сумма рассчитывается в соответствии с общим количеством граждан, которые официально прописаны в данном помещении.

В законодательстве 2020 года указывается обязанность каждого владельца жилой недвижимости по установке специализированных считывающих приборов, с помощью которых осуществляется учет расхода газа и водоснабжения.

Каждый гражданин, который проживает на территории жилого объекта на основании договора о социальном найме, устанавливает данное оборудование за счет местного муниципального органа.

Установкой счетчиков на электричество занимаются непосредственно владельцы жилой недвижимости, но в то же время ответственность за отсутствие таких приборов на сегодняшний день не устанавливается.

Что включает в себя закон о коммунальных платежах

Закон об оплате коммунальных услуг устанавливает правила, в соответствии с которыми должно осуществляться внесение оплаты и, в частности, все его пункты достаточно подробно перечислены в разделе 7 Жилищного кодекса.

Помимо этого, отдельные Федеральные законы также указывают какие-либо указания, в соответствии с которыми должна осуществляться оплата коммунальных услуг, к примеру, «Закон о ветеринарии» позволяет лицам, имеющим статус соответствующих специалистов Государственной службы, получать бесплатные коммунальные услуги.

Точно так же подобные льготы предоставляются членам Совета Федерации, депутатам Думы и другим лицам.

В соответствии с нормами, указанными в статье 153 Жилищного кодекса, все юридические и физические лица должны полноценно и своевременно оплачивать предоставленные им коммунальные услуги, причем данная обязанность накладывается на следующих лиц:

  • арендаторы или наниматели;
  • члены жилищных кооперативов;
  • непосредственные владельцы недвижимости.

Статья 153. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Подобная структура, на основании которой должна осуществляться оплата коммунальных услуг и содержания недвижимости, прописана в статье 153 соответствующего закона.

Ключевые правила начисления оплаты за коммунальные услуги прописаны в статье 155 Жилищного кодекса.

В частности, данная статья указывает подробную информацию о том, в какие сроки нужно оплатить выставленный счет, а также когда и куда должен осуществляться перевод.

Статья 157 Закона указывает на то, как должен осуществляться расчет суммы выплаты за коммунальные услуги. Данный расчет осуществляется на основании данных установленных счетчиков, а если их нет, то в таком случае в качестве основания используются общие нормативы потребления.

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги

В статьях 159 и 160 Закона прописан порядок, в соответствии с которым гражданам могут быть предоставлены всевозможные компенсации расходов или же субсидии на оплату коммунальных услуг.

Статья 159. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

Статья 160. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

Изменения в 2020 году

На сегодняшний день в законе закрепляется норма, на основании которой граждане могут самостоятельно определиться с тем, каким именно способом будет осуществляться расчет за различные коммунальные услуги – на основании показателей счетчиков или же в соответствии с установленными нормативами.

Если счетчики, учитывающие степень затрат, необходимых для обеспечения имущества жильцов требуемым объемом воды и электроэнергии, не используются в доме, то в таком случае объем потребления будет рассчитываться на основе региональных нормативов.

Порядок начисления

Правила, в соответствии с которыми осуществляется расчет коммунальных услуг, прописаны в Постановлении Правительства №354, где указывается, что оплата должна осуществляться на основании показателей счетчиков или же по нормативам.

Все, кто проживает в недвижимости по договору социального найма, должны установить счетчики за свои деньги, в то время как общедомовые приборы учета устанавливаются собственниками всех квартир.

Какой-либо прямой ответственности за отсутствие счетчиков действующее законодательство не устанавливает, но при этом нужно учитывать тот факт, что в 2020 году стоимость коммунальных услуг для таких лиц была увеличена на 60%.

Перерасчет

Если человек покидает свое место регистрации на срок более одной недели, ему предоставляется возможность обратиться в управляющую компанию для того, чтобы заказать перерасчет платежей за холодное водоснабжение и газ. Проведение такой процедуры предусматривается только для тех владельцев недвижимости, которые не имеют в своем жилье специализированных устройств для расчета потребляемого объема ресурсов.

В первую очередь, нужно подать соответствующее заявление на протяжении одного месяца с того момента, как потребитель вернулся по месту своего проживания.

Вместе с заявлением в обязательном порядке предоставляется полный пакет документов, подтверждающих тот факт, что указанное лицо отсутствовало по официальному месту своего проживания на протяжении довольно длительного промежутка времени.

После подачи бумаг уполномоченные сотрудники управляющей компании должны будут на протяжении пяти рабочих дней провести все соответствующие перерасчеты.

Также можно обратиться в управляющую компанию еще до того момента, как человек покинет занимаемую недвижимость.

Сотрудники организаций должны будут составить специализированную квитанцию, на основании которой отменяется расчет показателей по холодной воде или газоснабжению. В данном случае перерасчет осуществляется на основании тех сроков, которые были указаны в заявлении гражданина.

Что делать при возникновении задолженности

Если человек несвоевременно или не полностью оплачивает коммунальные услуги, у него скапливается задолженность, на который постепенно начисляется пеня, сумма которой равна 1/300 от установленной Центральным банком ставки рефинансирования. Данная пеня начисляется ежедневно. Соответственно, в дальнейшем нужно как можно быстрее оплатить возникший долг, чтобы избежать более серьезных последствий.

Если гражданин не оплачивает задолженность с начисленными на нее процентами, то в таком случае ему ограничивают снабжение ресурсами или же полностью их отключают. В конечном итоге, даже если эта мера не привела к погашению долга, подается исковое заявление в суд с требованием о принудительном взыскании средств.

Пеня за неуплату

Если юридическое лицо отказывается выплачивать коммунальные платежи, то в таком случае на задолженность накладывается пеня, сумма которой составляет 1/130 от установленной Центральным банком ставки рефинансирования, и начисляется она ежедневно.

Срок давности

Срок давности представляет собой определенный промежуток времени, на протяжении которого человек имеет право подать исковое обращение в суд с целью добиться защиты нарушенных прав. Общий срок давности, распространяющийся на преимущественное большинство требований, составляет не более трех лет.

Применение исковой давности судебными органами предусматривается только в том случае, если одна из сторон заявляет подобное требование в процессе проведения разбирательства. При этом стоит отметить тот факт, что данное заявление нужно подавать до того, как суд вынесет окончательное решение.

Более того, подача одной из сторон заявления об истечении установленного срока исковой давности в конечном итоге может стать полноценным основанием для того, чтобы управляющей компании отказали в удовлетворении исковых требований.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: //1kvartirka.ru/zakon-o-kommunalnyh-platezhah/

Вводятся новые правила оплаты услуг ЖКХ

Оплата коммунальных услуг по законодательству

3 апреля Президент РФ подписал важный закон, который до этого обсуждался несколько лет, – он касается перехода к новой системе оплаты коммунальных услуг.

Привычная нам система оплаты через управляющие компании показала себя на практике далеко не идеально (многие недобросовестные УК попросту присваивали себе деньги жильцов, и в итоге они не доходили до непосредственных поставщиков услуг).

Поэтому решено было ввести альтернативную возможность оплаты коммунальных платежей – напрямую ресурсоснабжающей организации (РСО).

Закон вступит в силу с момента его официального опубликования, т.е. буквально в ближайшие дни, а пока разберемся, как будет действовать новый порядок.

Будут применяться два альтернативных способа оплаты коммунальных услуг, поставляемых в многоквартирные дома:

1) прежний – когда все платежи жильцов аккумулируются на счету управляющей компании (ТСЖ, ЖК и т.п.), а она уже по договору с РСО ежемесячно перечисляет их поставщикам услуг,

2) новый – когда жильцы будут оплачивать квитанции, выставленные непосредственно РСО, и деньги, соответственно, поступят сразу же на счет поставщика, минуя управляющую компанию.

Переход на новый способ прямой оплаты коммунальных услуг РСО возможен в двух случаях:

1. Если собственники помещений многоквартирного дома примут на общем собрании решение о переходе на прямую оплату коммунальных услуг.

Для принятия решения достаточно набрать простое большинство всех собственников, принявших участие в ании.

Решение оформляется в письменном виде и вместе с протоколом собрания направляется в РСО в течение 10-ти дней со дня проведения собрания. На основании указанных документов РСО обязана заключить с собственниками договор о предоставлении коммунальных услуг.

Договор вступает в силу с даты, которая указана в решении собрания, но РСО имеет право отсрочить переход на новый порядок до 3 месяцев.

2. Если управляющая компания (ТСЖ, ЖК и т.п.) задолжала РСО деньги за оплату поставленных коммунальных услуг в размере больше, чем два среднемесячных платежа, которые причитаются по заключенному между ними договору.

При этом задолженность управляющей компании должна быть подтверждена решением суда, вступившим в законную силу (т.е. РСО должна сначала обратиться в суд за взысканием задолженности).

В таком случае РСО имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор с управляющей компанией и перейти на договор о прямой оплате коммунальных услуг с жильцами.

Об одностороннем расторжении договора с управляющей компанией РСО обязана предварительно уведомить саму УК, а также жилищную инспекцию. Факт расторжения РСО договора с УК доводится также до сведения жильцов путем размещения объявлений на информационных досках в подъездах и публикации в местных газетах.

Новый договор вступает в силу по истечении 30-ти дней со дня, когда РСО направила УК уведомление об отказе от договора.

Договоры о предоставлении коммунальных услуг заключаются со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно – они выступают как одна сторона по договору, другая сторона – РСО.

С момента вступления в силу такого договора платежи за соответствующие коммунальные услуги жильцы должны будут перечислять на счет РСО.

На какие коммунальные услуги можно заключать договоры с РСО о прямой оплате:

– холодное водоснабжение,- горячее водоснабжение,- водоотведение,- электроснабжение,- газоснабжение,- отопление,- вывоз мусора (этот договор заключается с региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами).

Если после вступления в силу договора о прямой оплате коммунальных услуг с РСО управляющая компания (ТСЖ, ЖК и т.п) все же выставит собственникам свои счета на оплату коммунальных услуг, то на УК налагается штраф в размере двойной платы, указанной в квитанции.

Причем штраф этот она должна будет заплатить непосредственно жильцам. Такая мера направлена на предотвращение выставления задвоенных квитанций.

Если жильцы оплатят квитанции, выставленные УК после того, как вступил в силу новый договор с РСО, то их обязанность по оплате коммунальных услуг все равно будет считаться исполненной – получить деньги с УК будет уже проблемой РСО.

Такие нововведения вскоре появятся в Жилищном кодексе. Переходить на прямую оплату коммунальных услуг в РСО или нет нужно решить прежде всего самим собственникам.

© Сивакова И. В., 2018 г.

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5a174ed5168a918159c137da/5ac3b7961aa80cdd7d529c20

ПравосудиеЕсть