Органы межотраслевого управления

Межотраслевое управление (стр. 1 из 4)

Органы межотраслевого управления

Введение

1. Межотраслевое управление

2. Исполнительные органы межотраслевой компетенции

3. Административно-правовое регулирование труда и занятости населения

4. Административно-правовое регулирование финансовой деятельности и кредитования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Управленческая практика развивалась в направлении усиления “дробления” объектов управления по отраслевому признаку, что приводило к резкому возрастанию количества министерств.

Постепенно стали все в большей степени проявляться элементы ассимиляции отраслевых систем, что приводило к тому, что “чистых” министерств становилось все меньше и меньше. Возникало большое число сопредельных зон, в рамках которых отраслевые функции и полномочия различных министерств переплетались.

В частности, это явилось следствием того, что значительное число объектов данного конкретного отраслевого профиля перестало быть прерогативой одного отраслевого министерства.

Так, предприятия машиностроительного комплекса, составляющие единую отрасль в производственно-хозяйственном смысле, фактически стали объектами различных отраслей в управленческом смысле, т.е. руководство ими осуществлялось не одним, а несколькими министерствами.

Возникла потребность в выделении головных министерств, на которые возлагалось осуществление координации деятельности различных министерств данного отраслевого профиля, объединяло которые единство выпускаемой продукции. Соответственно, полномочия головных министерств распространялись на предприятия данной отрасли независимо от их ведомственной подчиненности.

В результате все чаще стали возникать проблемы, имеющие общий для ряда отраслевых систем характер. Их решение в силу государственных интересов требовало единообразного подхода. Естественно, что в данном случае значительная роль принадлежала органам государственного управления общей компетенции.

Цель работы теоретическое изучение межотраслевого управления.

Достижение цели предопределило выполнение следующих основных задач, т.е. понять механизм межотраслевого управления.

1. Межотраслевое управление

Государственное управление в Российской Федерации осуществляется различными министерствами и ведомствами в определенных отраслях. Под отраслью государственного управления понимается система органов управления предприятий и учреждений, связанная общностью конкретного объекта управления (например, сельское хозяйство, здравоохранение, внутренние дела и т.п.), возглавляемая министерством.

Успешное решение задач государственного управления в различных отраслях социально-политической, социально-культурной и экономической деятельности во многом зависит от организации и осуществления межотраслевого управления.

Межотраслевое государственное управление — это особый вид управленческой деятельности, осуществляемой органами, наделенными полномочиями надведомственного характера по отношению к организационно неподчиненным объектам управления, содержанием которой является специализированная межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Сферы межотраслевого управления предопределяются задачами и функциями государства, потребностями развития отраслей управления, необходимостью направления имеющихся ресурсов на решение наиболее важных и перспективных социальных задач государства.

К числу наиболее важных сфер межотраслевого управления относятся: прогнозирование, программирование и планирование в социально-экономической сфере; трудовые ресурсы; финансы; окружающая среда; стандартизация, метрология и сертификация; статистика; безопасность и др. В силу этого государственное регулирование следует рассматривать как один из элементов административно-правового воздействия. Оно всегда облечено в правовую форму.

Административно-правовое регулирование представляет собой механизм нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования, причем, как и административное управление, оно распространяется на многие сферы государственной и общественной жизни.

Прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов в целом по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Прогнозирование осуществляется на основе информации, сбором которой занимаются специально созданные органы.

2. Исполнительные органы межотраслевой компетенции

К числу исполнительных органов межотраслевой компетенции относятся следующие структуры.

Федеральная служба государственной статистики является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в сфере государственной статистической деятельности, формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также в порядке и случаях, установленных законодательством РФ, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Руководство деятельностью Федеральной службы государственной статистики осуществляет Правительство РФ.

Федеральная служба государственной статистики:

на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;

представляет в установленном порядке официальную статистическую информацию Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию, иным органам государственной власти, органам местного самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

разрабатывает в установленном порядке официальную статистическую методологию для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, в пределах своей компетенции обеспечивает соответствие указанной методологии международным стандартам;

осуществляет подготовку, проведение и подведение итогов всероссийской переписи населения, а также ее методологическое обеспечение;

обеспечивает в пределах своей компетенции соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, и иной конфиденциальной информации;

осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, находящееся в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ, осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии:

1)проводит в установленном порядке конкурсы и заключает

2)государственные контракты на размещение заказов на поставку

3)товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения собственных нужд;

4)организует:

экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ;

экспертизу проектов национальных стандартов;

проведение в установленном порядке испытаний средств измерений в целях утверждения их типа и утверждение типа средств измерений;

3) осуществляет:

руководство деятельностью Государственной метрологической службы, Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

Источник: //mirznanii.com/a/28247/mezhotraslevoe-upravlenie

Организация государственного управления в современных условиях и виды межотраслевого управления

Органы межотраслевого управления

Под отраслью государственного управления понимается система различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением определенной группой родственных объектов, объединенных по их практическому назначению .

Федеральный закон «О стандартизации», который утратил силу , закреплял понятие отрасли управления как совокупности субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское и функциональное назначение.

Традиционно отраслевыми органами государственного управления выступали министерства. Однако, согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 под министерствами понимают органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Следовательно, их можно отнести к отраслевым органам управления при определенных условиях. Отраслевыми министерствами в «чистом виде» являются, например, Министерство транспорта РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и др.

Влияние отраслевого принципа на механизм государственного управления в современных условиях резко ослаблено, что обусловлено разобщенностью отраслей, бесконечным «дроблением» объектов управления, ростом числа органов отраслевого управления.

Все больше места занимают в аппарате управления органы, относящиеся к межотраслевым органам государственного управления – Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Одновременно в структуре федеральных органов исполнительной власти существует ряд органов исполнительной власти – федеральных агентств (Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство лесного хозяйства и др.), чья управленческая деятельность носит отраслевой характер.

При этом следует отметить, что отраслевые предприятия, учреждения и организации (в основном негосударственные), как правило, имеют достаточную самостоятельность, они напрямую не подчиняются и не зависят от вышестоящих органов отраслевого управления.

В системе отраслевого управления в настоящее время наметились две группы органов: органы специализированного отраслевого управления (напр., Министерство сельского хозяйства РФ) и органы управления укрупненными отраслями (Министерство транспорта РФ и др.).

Все отрасли управления формируют три сферы управления:

  • Сфера хозяйственной деятельности (экономическая), которая включает в себя промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, транспорт, связь, природные ресурсы, финансы, торговлю;
  • Социально-политическая сфера (оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция);
  • Социально-культурная сфера (образование, наука, культура, здравоохранение и социальная защита населения).

Общее руководство этими сферами осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции (Президент и Правительство РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, Совет Министров (правительство) республики в составе РФ, администрации, мэрии и т. д. в других субъектах РФ). Специализированное руководство указанными сферами осуществляют органы исполнительной власти отраслевого и межотраслевого характера.

Сущность межотраслевого государственного управления

Успешное решение задач государственного управления в различных отраслях социально- политической, социально-культурной и экономической деятельности во многом зависит от организации и осуществления межотраслевого управления.

Сущность межотраслевого управления составляют:

  • определение основных направлений социальной политики государства, разработка целевых, комплексных и иных федеральных и региональных программ развития отраслей управления;
  • объединение и координация отраслевых систем управления в реализации социальных межотраслевых программ и задач государственного управления;
  • обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления;
  • реализация программ и задач, выходящих за пределы той или иной отрасли государственного управления, а также решение вопросов, имеющих смежное или общегосударственное, межрегиональное и региональное значение.

Особенность межотраслевого управления состоит в том, что оно осуществляется по отношению к организационно не подчиненным объектам управления и непосредственно не касается их компетенции по самостоятельному осуществлению управления соответствующей отраслью.

Органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевое управление, занимают надведомственное положение и наделяются соответствующими полномочиями правотворческого, координационного, методического, контрольно-надзорного и лицензионного (разрешительного) характера.

Правотворческие полномочия надведомственных органов состоят в издании юридически обязательных актов по вопросам, относящимся к их компетенции.

Полномочия методического характера заключаются в даче разъяснений, инструктивных указаний и издании других актов по совершению отраслевыми органами действий, связанных с реализацией законодательства, и актов соответствующего межотраслевого органа.

Координационные полномочия призваны обеспечивать согласованность деятельности различных отраслевых систем управления.

Контрольно-надзорные полномочия заключаются в праве межотраслевых, надведомственных органов производить проверку, осуществлять надзор и анализировать деятельность отраслевых систем управления с точки зрения как законности, так и целесообразности их действий по вопросам, относящимся к компетенции надведомственных органов.

Лицензионно-разрешительная деятельность состоит в выдаче лицензий (разрешений) на осуществление той или иной деятельности, а также в регистрации субъектов этой деятельности.

С учетом изложенного межотраслевое государственное управление может быть определено как разновидность управления, осуществляемого органами исполнительной власти, обладающими надведомственными полномочиями по отношению к самостоятельным, не подчиненным им системам управления отраслями, в процессе которого обеспечивается единство их действий при разработке и реализации целевых комплексных программ общегосударственных, межрегиональных и региональных межотраслевых программ и задач управления.

Сферы межотраслевого управления предопределяются задачами и функциями государства, потребностями развития отраслей управления, необходимостью направления имеющихся ресурсов на решение наиболее важных и перспективных социальных задач государства.

К числу наиболее важных сфер межотраслевого управления относятся: прогнозирование, программирование и планирование в социально-экономической сфере; трудовые ресурсы; финансы; окружающая среда; техническое регулирование; статистика; безопасность и др.

Субъекты межотраслевого государственного управления

Субъектами межотраслевого государственного управления являются как органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство Российской Федерации, высшие должностные лица, правительства республик в составе Российской Федерации, администрация края, области, города федерального значения, округа и др.), так и специальные субъекты межотраслевого управления.

К ним относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба государственной статистики; Федеральная антимонопольная служба, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др. федеральные министерства и ведомства. В пределах республик в составе России и в пределах территорий краев, областей, округов, городов и районов надведомственные, межотраслевые функции осуществляют соответствующие органы исполнительной власти.

Федеральным министерствам принадлежит важная роль в межотраслевом управлении.

В составе министерств имеются государственные инспекции и другие контрольно-надзорные службы, осуществляющие надведомственные контрольно-надзорные функции, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения, состоящая в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации; Государственная противопожарная служба, состоящая в системе МЧС России.

Особой организационной разновидностью межотраслевого государственного управления является объединение усилий федеральных министерств, служб, агентств и иных ведомств в процессе разработки, формирования и реализации комплексных целевых программ, связанных с решением крупных социально- экономических, научно-технических и иных проблем. Такое межотраслевое объединение органов исполнительной власти, созданное на определенный период, позволяет сосредоточивать силы и ресурсы на решении главных задач, осуществлении программ развития отраслей экономики, социально-культурной деятельности государства и др. Указанные органы являются специальными субъектами межотраслевого управления. Они призваны обеспечивать должное единство в реализации функций социального прогнозирования и программирования, единое техническое регулирование и т.д.

Таким образом, существуют различные организационные формы межотраслевого государственного управления.

К наиболее крупным видам межотраслевого государственного управления относятся: прогнозирование и программирование экономического и социального развития; финансовая деятельность государства; техническое регулирование; управление государственным имуществом; антимонопольная деятельность государства; государственные резервы; обеспечение безопасности и др.

Источник: //be5.biz/pravo/a008/12.html

Межотраслевое государственное управление

Органы межотраслевого управления

В широком смысле государственное управление представляет собой разновидность социального управления, выражающуюся в практическом, целенаправленном, организующем и регулирующем воздействии государства на общественную жизнь с целью ее сохранения, упорядочения или изменения.

Основу государственного управления составляет властная сила, обеспеченная принудительностью характера осуществления.

В организационном смысле под государственным управлением понимают властно-упорядочивающее воздействие управленческого субъекта на управляемые объекты, причем в качестве первого выступает государство в лице специальных органов или должностных лиц, в качестве вторых – гражданин или общество в целом.

Определение 1

Под отраслью государственного управления понимают обособленную часть всей совокупности общественных отношений, выделенную по принципу общности управляемого объекта.

Примерами отраслевого государственного управления является государственное управление транспортом, государственное управление строительством, государственное управление образованием, государственное управление финансами, государственное управление лесным хозяйством, государственное управление железными дорогами и так далее.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Помимо отраслевого управления государственного управления существует и межотраслевое государственное управление.

Определение 2

Под межотраслевым государственным управлением понимают вид государственного управления, реализуемого органами государственной власти, наделенными надведомственными полномочиями, по отношению к объектам, обладающим определенной самостоятельностью и не находящимся в подчинении отраслевого государственного управления.

Межотраслевое государственное управление преследует следующую цель: обеспечение единства действий управляемых объектов в процессе разработки и реализации программ отраслевого комплексного назначения, программ общегосударственного, межрегионального и регионально-межотраслевого назначения.

Под межотраслевым государственным управлением понимают подзаконную исполнительно-распорядительная деятельность, осуществление которой выполняется специально уполномоченными органами государственного управления федерального уровня, обладающими надведомственными полномочиями в части координации и осуществления общегосударственных программ комплексного назначения и социально-экономических задач.

Сущность межотраслевого государственного управления можно охарактеризовать следующим образом:

  • во-первых, межотраслевое государственное управление призвано определять основную направленность социальной государственной политики;
  • во-вторых, межотраслевое государственное управление обеспечивает разработку системы комплексных целевых программ федерального и регионального уровня, направленных на развитие отдельных отраслей государственного управления
  • в-третьих, межотраслевое государственное управление реализует объединяющую и координационную роль по отношению к отраслевым разновидностям государственного управления;
  • в-четвертых, межотраслевое государственное управление обеспечивает решение межотраслевых социальных задач;
  • в-пятых, межотраслевое государственное управление призвано обеспечивать решение задач, с которыми не в силах справиться отдельная отрасль государственного управления;
  • в-шестых, межотраслевое государственное управление обеспечивает единообразный подход к решению задач отраслевых разновидностей государственного управления.

Существование межотраслевого государственного управление объективно обусловлено функциями, выполняемыми государством, его потребностью в обеспечении удовлетворения значимых интересов личности и общества.

Задачи и функции органов государственного межотраслевого управления

Органы межотраслевого государственного управления призваны решать следующую основную задачу: они должны обеспечивать оптимальность разрешения общегосударственных программ комплексного назначения, а также задач их реализации, в процессе которой участвует совокупность органов государственного управления отраслевого характера.

Межотраслевое государственное управление направлено на реализацию следующих функций:

  1. осуществление прогнозирования приоритетных направлений социально-экономической государственной политики;
  2. осуществление разработки согласно установленным прогнозам социально-экономического развития государства системы отраслевых программ государственного управления федерального и регионального значения;
  3. осуществление координационных действий, реализуемых по отношению к отраслевым системам государственного управления в процессе осуществления межотраслевых программ государственного управления федерального и регионального значения;
  4. достижение единства с организационной точки зрения деятельности отраслевых видов государственного управления
  5. обеспечение эффективной реализации программ федерального и регионального назначения, находящихся за рамками компетенции определенной отрасли государственного управления;
  6. обеспечение организации разрешения проблем общегосударственного, регионального и комплексного содержания, находящихся за пределами компетенции определенной отрасли государственного управления.

Виды межотраслевого государственного управления

В качестве основных видов межотраслевого государственного управления можно назвать следующие:

  • управление, осуществляемое в сфере финансов, экономики и кредитования;
  • государственное налоговое управление;
  • антимонопольное государственное управление;
  • управление государственным имуществом;
  • управление внешнеэкономической деятельностью;
  • государственное таможенное управление;
  • управление охраны окружающей среды;
  • управление природными ресурсами и прочее.

Источник: //spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/mezhotraslevoe_gosudarstvennoe_upravlenie/

Система органов межотраслевого управления

Органы межотраслевого управления

Уполномоченным государственным органом исполнительной власти, обеспечивающим разработку государственных прогнозов социально-экономического развития, является Правительство РФ.

Реализуя эту функцию, Правительство РФ определяет порядок разработки прогноза социально-экономического развития на долгосрочную и среднесрочную перспективу Непосредственная разработка прогноза и представление его в Правительство РФ осуществляет Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Центрального банка РФ[1].

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.

Указанные прогнозы разрабатываются исходя из комплексного анализа демографиической ситуации, научно – технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Прогнозы основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

В зависимости от срока прогнозирования выделяют прогнозы социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Все указанные прогнозы подлежат опубликованию.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.

На основе такого прогноза Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу[2].

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

На основе этого прогноза, первое после вступления в должность Президента РФ послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, должно содержать специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

В специальном разделе послания характеризуется состояние экономики нашей страны, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие государства на среднесрочную перспективу. В свою очередь, исходя из положений, содержащихся в этом разделе послания, Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу. Программа официально представляется Правительством РФ в Совет Федерации и Государственную Думу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.

Исходя из этого прогноза, в ежегодном послании Президента РФ, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержится специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

Кроме того, Правительство РФ и Центральный банк РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики нашей страны и публикуют информационно – статистические данные о социально-экономическом положении государства.

Результаты государственного прогнозирования социально – экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально – экономической политики государства.

К числу исполнительных органов межотраслевой компетенции относится также Федеральная антимонопольная служба, которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

[1] См. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации». [2] См., Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Источник: //magref.ru/sistema-organov-mezhotraslevogo-upravleniya/

Межотраслевого государственного управления — Студопедия

Органы межотраслевого управления

Сущность межотраслевого государственного управления за­ключается в координации вопросов, находящихся в ведении специального органа (субъект управления), реализуемых дру­гими федеральными органами исполнительной власти в объе­ме и порядке, предусмотренными законодательством России. То есть эти органы осуществляют единую государственную политику на основании законов и в пределах своих полномо­чий обладают распорядительными функциями по отношению к организационно неподчиненным объектам управления.

Функции органов межотраслевого управления включают:

• прогнозирование основных направлений социальной и экономической политики государства, разработку в со­ответствии с прогнозами федеральных и региональных программ развития отраслей управления;

• координацию усилий отраслевых систем управления в реализации межотраслевых федеральных и региональ­ных программ государственного управления;

• объединение и обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления;

• обеспечение успешной реализации федеральных и реги­ональных программ, выходящих за рамки компетенции одной отрасли государственного управления;

• организацию решения общегосударственных и межре­гиональных программ и реализация других комплекс­ных проблем, выходящих за пределы компетенции од­ной отрасли государственного управления.

Некоторые авторы не выделяют эту сферу управления как самостоятельную, не имеющую особой специфики, но это не совсем верно (2, с. 470—490).

Другие авторы выделяют такие основные виды межотрас-:евого управления: 1) управление в области экономики, фи-ансов и кредитов; 2) государственная налоговая служба; управление антимонопольной политикой и государственным имуществом; 4) внешнеэкономическая деятельность; 5) государ­ственная таможенная служба; 6) управление в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. (13, с. 254). Такой подход более приемлем, однако частое изменение структуры федеральных органов исполнительной власти затрудняет пра­вовую квалификацию этих видов межотраслевого управления.

Органы исполнительной власти, осуществляющие межот­раслевое управление, как правило, наделяются надведомствен-ными полномочиями правотворческого, координационного, контрольно-надзорного, лицензионно-разрешительного и мето­дического характера (13, с. 12-15).

Правотворческие полномочия межотраслевого субъекта уп­равления заключаются в том,-что он издает нормативно-пра­вовые акты, обязательные для исполнения органами отрасле­вого управления, участвующими в реализации комплексных федеральных и региональных программ.

Координационные полномочия позволяют межотраслевому органу осуществлять властные воздействия к организационно не подчиненным отраслевым субъектам управления.

Контрольно-надзорные полномочия заключены в реализа­ции права межведомственным органом исполнительной влас­ти осуществлять административный надзор за соблюдением норм, правил и действий отраслевыми органами государствен­ного управления.

Лицензионно-разрешительная деятельность межведомствен­ного органа исполнительной власти заключается в выдаче ли­цензий (разрешений) на осуществление какой-либо деятельно-

сти, а также регистрации этой деятельности в определенном законом порядке.

Методические полномочия предусматривают дачу инструк­тивных указаний, разъяснений, издание других актов разъяс­няющих целесообразные действия отраслевых органов управ­ления при решении комплексных задач.

Межотраслевое государственное управление является испол­нительно-распорядительной деятельностью, осуществляемой специально уполномоченными федеральными органами испол­нительной власти, наделенными надведоственными полномо­чиями по координации и реализации комплексных общегосу­дарственных программ и задач в социально-экономической сфере.

Комплекс межотраслевого управления предопределяется объективными функциями государства, его потребностями в удовлетворении жизненно важных интересов общества и лич­ности.

Организационно-правовые формы межотраслевого государ­ственного управления могут быть различными и создаваться временно для реализации актуальных комплексных федераль­ных и межрегиональных программ и задач.

Основная задача межотраслевого государственного управ­ления — оптимальное разрешение комплексных общегосудар­ственных программ и задач в реализации, которых задейство­ваны несколько отраслевых федеральных органов исполнитель­ной власти. При решении некоторых программ и задач функ­ции межотраслевого управления реализуют федеральные орга­ны исполнительной власти общей компетенции, названные выше.

Возникновение и развитие системы межотраслевого управ­ления в решении комплексных социально-экономических за­дач обусловлено, прежде всего, необходимостью преодоления межведомственных барьеров и разобщенности отраслевых ин­ститутов управления в реализации общегосударственных ком­плексных программ. Главным отличием органов межотрасле­вого управления является наделение их законодательными функциями координационно-контрольного характера.

Межотраслевая система государственного управления, ее компетенция, структура, методы и формы деятельности обра­зуют единый организационно-правой механизм надведомствен-ного регулирования отношений в специфических сферах и об­ластях народного хозяйства страны. Особенность заключается в координации организационной работы всего механизма пра-

вового воздействия со стороны уполномоченного на то субъек­та управления.

Сущность межотраслевого (надведомственного) государ­ственного управления заключается в осуществлении коорди­нации управленческих отношений, связанных с выполнени­ем требований правовых норм и общеобязательных правил, находящихся в ведении и полномочии специального государ­ственного органа исполнительной власти, реализуемых в сво­ей деятельности иными федеральными органами исполнитель­ной власти в объеме и порядке, предусмотренными законода­тельством России. То есть эти федеральные органы исполни­тельной власти (ФОИВ) проводят единую государственную по­литику в сфере административного надзора за соблюдением норм и общеобязательных правил безопасности и нормально­го функционирования в соответствии с законодательством и в пределах своих полномочий, при этом они обладают распо­рядительными функциями по отношению к организационно не подчиненным субъектам права, не выполняющим эти тре­бования.

м деятельности государственных органов ме­жотраслевого управления является, по существу, реализация их основных функций.

Основными функциями (видами деятельности) органов ме­жотраслевого управления являются:

• сбор, обработка и анализ информации, выявление акту­альных проблем, формулирование целей и постановка задач;

• прогнозирование и планирование основных направлений социальной и экономической политики государства, раз­работка в соответствии с прогнозами федеральных и ре­гиональных программ развития отраслей управления;

• координация усилий отраслевых систем управления в реализации межотраслевых федеральных и региональ­ных программ государственного управления;

• объединение и обеспечение организационного единства функционирования отраслевых систем управления;

• обеспечение успешной реализации федеральных и реги­ональных программ, выходящих за рамки компетенции одной отрасли государственного управления;

• организация решения общегосударственных и межреги­ональных программ и реализация других комплексных проблем, выходящих за пределы компетенции одной отрасли государственного управления;

• учет материально-технических, финансовых и людских ресурсов;

• контрольно-надзорные функции в сфере безопасности, сертификации, метрологии, стандартизации, статисти­ки и др.

Основными объектами межотраслевого государственно­го управления являются:

1) управление отношений в области экономики, финансов и кредитов;

2) управление в области налогов и сборов;

3) управление в сфере антимонопольной политики и иму­щественных отношений;

4) управление внешнеэкономической деятельностью;

5) управление таможенными делами;

6) управление в области охраны окружающей среды и при­родных ресурсов.

Органы исполнительной власти,осуществляющие межот­раслевое управление, как правило, наделяются надведомствен-ными полномочиямиправотворческого, правоприменительно­го, координационного, контрольно-надзорного, лицензионно-разрешительного и методического характера.

Следует отметить, что четкой границы между отраслевыми органами и межот­раслевыми ФОИВ не существует, так как практически каж­дый отраслевой орган имеет в своем подчинении структурные подразделения, наделяемые полномочиями правотворчества и правоприменительной практикой по предметам ведения и в объеме компетенции.

Правотворческие полномочиязаключены в издании обя­зательных к исполнению нормативно-правовых актов ФОИВ, осуществляющих отраслевое управление или их структурны­ми подразделениями, участвующими в реализации комплекс­ных федеральных и региональных программ и осуществлении надзора за соблюдением этих норм и правил (например, безо­пасности, санитарии и др.).

Координационные полномочияпозволяют межотраслево­му ФОИВ осуществлять властные полномочия в отношении организационно не подчиненных отраслевых субъектов управ­ления.

Контрольно-надзорные полномочиязаключены в реали­зации права надведомственным органом осуществлять адми­нистративный надзор за соблюдением норм и правил и конт­ролировать выполнение тех или иных действий отраслевых органов государственного управления.

Лицензионно-разрешительная деятельностьнадведом-ственного органа исполнительной власти заключается в выда­че лицензий (разрешений) на осуществление какой-либо дея­тельности, а также регистрации этой деятельности в опреде­ленном законодательством порядке.

Методические полномочияпредусматривают дачу инструк­тивных указаний, разъяснений, издание других актов, разъяс­няющих целесообразные действия отраслевых органов управ­ления при решении комплексных задач.

По существу межотраслевое государственное управление являетсяподзаконной, исполнительно-распорядительной дея­тельностью, осуществляемой специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, наделенны­ми надведомственными полномочиями по координации и реа­лизации комплексных общегосударственных программ, обес­печивающих безопасность и эффективность решения задач в социально-экономической сфере.

Комплекс межотраслевого управления предопределяется объективными функциями государства, его потребностями в удовлетворении жизненно важных интересов общества, кол­лективов и личности.

Соответственно для реализации этих основных функций государства и создаются органы межотраслевого управления. Подчиненность этих органов может быть разная.

Например, имеются органы управления со смешанной компетенцией, то есть охватывающей функции как отраслевого, так и ме­жотраслевого государственного управления.

Межотраслевые органы управления могут быть выражены в различных фор­мах организационных структур, например, Федеральные ми­нистерства, Государственные комитеты, Федеральные служ­бы, Федеральные надзоры, агентства, комиссии и другие ФОИВ.

Субъектами межотраслевого государственного управления являются федеральные органы исполнительной власти общей и специальной компетенции.

К субъектам межотраслевого управления общей компетен­ции относятся: Правительство РФ, правительства республик в составе России, правительства и администрации в остальных субъектах РФ.

Специальные субъекты межотраслевого государственного управления, осуществляют надведомственные полномочия в реализации комплексных федеральных и региональных про-

грамм и задач или по управлению особыми отношениями (фи­нансовыми, кредита и др.).

К числу специальных субъектов межотраслевого государ­ственного управления относятся:министерства (антимоно­польной политики и поддержки предпринимательства, иму­щественных отношений, по налогам и сборам, природных ре­сурсов, энергетики, финансов и др.

), Государственные комите­ты РФ (по статистике; по стандартизации и метрологии, тамо­женный комитет), Федеральная энергетическая комиссия, Федеральная служба налоговой полиции, Российское агентство по государственным резервам, Федеральные надзоры России (горный и промышленный, по ядерной и радиационной безо­пасности), иные федеральные органы исполнительной власти (Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и другие уполномоченные подразделения Администрации Пре­зидента РФ).

Вопрос разграничения федеральных органов исполнитель­ной власти по функциям надведомственного характера непро­стой.

У многих федеральных органов исполнительной власти имеются структурные подразделения, осуществляющие пол­номочия надведомственного характера, но большинство функ­ций, реализуемых этими органами управления, носят преиму­щественно отраслевой характер. Например, МВД РФ, мини­стерства здравоохранения, труда и социального развития и др.

Это прежде всего государственные инспекции, осуществля­ющие контрольно-надзорные функции. К ним относятся инс­пекция санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ, ГИБДД МВД РФ, Государственная про­тивопожарная служба МЧС РФ и др.

Организационно-правовые формы межотраслевого государ­ственного управления могут быть различными и создаваться временно для реализации актуальных комплексных федераль­ных и межрегиональных программ и задач.

Основная задача межотраслевого государственного уп­равления— оптимальное разрешение комплексных общегосу­дарственных программ и задач, в реализации которых задей­ствованы несколько отраслевых федеральных органов испол­нительной власти. При решении некоторых программ и задач функции межотраслевого управления реализуют также и фе­деральные органы исполнительной власти общей компетенции, названные выше.

Источник: //studopedia.ru/5_106290_mezhotraslevogo-gosudarstvennogo-upravleniya.html

ПравосудиеЕсть