Подросток психиатрическая экспертиза

Отдел социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних

Подросток психиатрическая экспертиза

Отдел социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних создан в 2003 г. путем объединения ранее существовавших подразделений, проводивших исследования проблем детско-подросткового возраста.

Руководитель – доктор медицинских наук Валентина Дорджиевна Бадмаева

Отдел является самостоятельным структурным подразделением Центра, который планирует и осуществляет исследования в области социальной, судебной психиатрии и психологии детско-подросткового возраста.

Отдел включает в себя следующие подразделения:

  • Отделение социальной психиатрии детей и подростков;
  • Отделение судебно-психиатрической экспертизы детей и подростков;
  • Лаборатория психологии детского и подросткового возраста.

Основные направления деятельности Отдела социальных и судебно-психиатрических проблем несовершеннолетних:

  1. Совершенствование теоретических, организационно-методических и научно-практических основ социальной и судебной психиатрии несовершеннолетних и психологии детско-подросткового возраста путем исследования профильных проблем, связанных с возрастным развитием несовершеннолетних, находящихся в судебно-следственной ситуации, трудных жизненных обстоятельствах (включая потерпевших от преступлений), в специальных учебных и воспитательных учреждениях различных ведомств.
  2. Разработка научных основ:
  • профилактики асоциальных и общественно-опасных действий несовершеннолетних;
  • предупреждения социальной, школьной и семейной дезадаптации несовершеннолетних;
  • коррекции аномального развития (психический дизонтогенез) и отклоняющегося (в т.ч. противоправного, агрессивно-деструктивного, насильственного, аддиктивного и иного) поведения несовершеннолетних;
  • разработка методологических и экспертологических основ судебно-психиатрической экспертизы (однородных и комплексных видов) несовершеннолетних в уголовном и гражданском процессах, отвечающих требованиям современного законодательства.

В рамках указанных направлений работы Отдела осуществляются следующие исследования и разработки:

  1. Исследование клинических и социально-психологических закономерностей формирования психических и поведенческих расстройств у детей и подростков и особенностей их возрастного психологического и личностного развития.
  2. Изучение клинических и психологических (клинико-психологических) закономерностей и возрастных особенностей развития уголовно-релевантных психических состояний у детей и подростков (обвиняемых/подозреваемых, потерпевших и свидетелей) и разработка критериев их экспертной оценки.
  3. Разработка и совершенствование подходов к экспертной оценке юридически значимых способностей несовершеннолетних (уголовно-процессуальной дееспособности, «беспомощного состояния» потерпевших), выделение клинических и психологических критериев вменяемости-невменяемости и «ограниченной вменяемости» (ст. 22 УК РФ), критериев применения ч. 3 ст.

    20 УК РФ, а также вопросов семейного, гражданского и иного законодательства, затрагивающих интересы несовершеннолетних.

  4. Разработка правовых вопросов судебной и общей подростковой психиатрии, формирование обоснованных научно-практических положений для уголовного, уголовно-процессуального и гражданского законодательства в отношении несовершеннолетних с психическими расстройствами.
  5. Разработка системы диагностических, экспертных, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий для детей и подростков, ставших жертвами различных форм насилия и злоупотребления.
  6. Исследование и комплексная оценка психических и психологических состояний, связанных с суицидальным поведением подростков и разработка критериев их экспертной оценки в рамках комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам о самоубийствах несовершеннолетних.
  7. Разработка современных подходов психосоциальной профилактики и медико-психологической помощи детям с пограничными психическими расстройствами с учетом социального функционирования ребенка и реабилитационные модели для психиатрической сети.

Отдел принимает участие в разработке клинических рекомендаций в области детско-подростковой психиатрии и стандартов психолого-психиатрических исследований несовершеннолетних в экспертной практике.

Отдел участвует во внедрении в практику результатов научных исследований по профильным темам, подготавливает к изданию методические и прочие материалы.

Отдел осуществляет консультирование по вопросам социальной и судебной психиатрии детско-подросткового возраста.

Отдел участвует в организации научно-практических конференций по вопросам детской и подростковой психиатрии и психологии.

Отдел принимает участие в разработке учебно-методических пособий, программ обучения психиатров и психологов и преподавании дисциплин в области детско-подростковой психиатрии и психологии, в том числе в сфере судебной психиатрии и психологии.

Источник: //serbsky.ru/nauchno-issledovatelskie-podrazdelenija/otdel-socialnyh-i-sudebno-psihiatricheskih-problem-nesovershennoletnih/

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Подросток психиатрическая экспертиза

Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних связаны, во-первых, правовыми положениями, касающимися применения к ним уголовного наказания и других мер пресечения, во-вторых, они зависят от характера психических нарушений, которые наблюдаются у несовершеннолетних, направленных на судебно-медицинскую экспертизу. Она проводится в соответствии с общими нормами производства судебно-психиатрической экспертизы, установленными процессуальным законом, но подчинена также своим, специфическим для подросткового возраста правилам, связанным с некоторыми особенностями законодательства, методологией обследования и экспертной квалификацией.

Из-за трудностей, возникающих при установлении диагноза психического заболевания в подростковом возрасте, судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних является сложным видом судебно-психиатрической экспертизы, требующим преимущественно стационарного обследования. Однако в большинстве случаев проводится амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза.

Изучение и анализ 200 актов показали, что проведение амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза не решает поставленных следствием вопросов, что приводит к назначению дополнительной стационарной судебно-психиатрической экспертизы (количество назначенных дополнительных экспертиз составляет 60% от общего количества проводимых экспертиз, т.е. количество дополнительных экспертиз превышает количество первичных).

Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних должна служить не только правосудию, но и реализации права подростка на социальную и медицинскую защиту. При производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних производство судебной экспертизы может потребоваться:

а) для установления возраста несовершеннолетнего, если документы о возрасте вызывают сомнение;

б) для определения уровня психического развития несовершеннолетнего или иных особенностей его личности;

в) для установления факта психического расстройства или отставания в психическом развитии при решении вопроса об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, достигшего 16 лет.

При этом, несмотря на выраженную тенденцию к омоложению преступности и росту ее среди несовершеннолетних правонарушителей до 14 лет, вопросы правового положения лиц младше этого возраста законодательно практически не разрешены.

Не определены также особенности проведения экспертиз, в частности психиатрических, в отношении них. Не попадая под действие статей УПК, они не могут быть освидетельствованы комиссией судебных психиатров, направлены на принудительное лечение.

В судебной психиатрии освидетельствуются только такие несовершеннолетние, которые достигли возраста уголовной ответственности.

Несовершеннолетние в силу их возрастных особенностей проявляют меньшую способность сопоставлять, связывать факты, предвидеть ход событий, управлять своим поведением. Все эти особенности учитываются законодателем при установлении возраста, по достижении которого возможна уголовная ответственность.

Однако здесь возникает определённая проблема. Часть 3 ст.

20 УК сформулирована таким образом: если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то он не подлежит уголовной ответственности. Введение критерия “не в полной мере” приравнивает этот пункт к ч. 1 ст. 22 УК, в которой говорится, что вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

При этом, как показывает практика, большинство следователей не ставят вопрос об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего. Эксперт же не может проявить инициативу и выйти за пределы своей компетенции.

Таким образом, вопрос об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии зачастую вообще не рассматривается. Это затрудняет применение статьи на практике, тем самым нарушаются права несовершеннолетних, что приводит к Судебным ошибкам.

При этом в первую очередь необходимо уточнить понятие “отставание в развитии” несовершеннолетнего. Ведь именно его неопределённость ведёт к тому, что этот вопрос фактически следствием и судом не ставится и не рассматривается, а при вынесении решения используется только ст. 22 УК.

Однако, если вопрос о применении ч. 3 ст. 20 будет решён положительно, суд может освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности.

Экспертиза несовершеннолетних обвиняемых направлена на решение вопросов о том, имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, и если имеется, повлияло ли оно таким образом, что он во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Для оценки психического и личностного развития подэкспертного в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы необходимо исследование в беседе, проективных и полупроективных методиках общего характера мотивации, интересов, его социальной направленности и сформированности самосознания. Индивидуально-психологические особенности также должны быть изучены более детально. На выявление этих данных должны быть направлены минимум 3 методики.

При групповых правонарушениях, в случаях, когда подросток играл подчиненную роль, следует определять внушаемость несовершеннолетнего при помощи специальных проб.

В направленной беседе выясняется субъективное отражение подэкспертным ситуации правонарушения, его мотивов, прогноза последствий. Ответы на экспертные вопросы даются на основе сопоставления данных анализа объективных обстоятельств по материалам уголовного дела и результатов экспериментального психологического исследования.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого – один из наиболее сложных видов исследования, поскольку при этом необходимо применение специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких дисциплинах, как психология и патопсихология детей и подростков. Нельзя не отметить и тот факт, что этот вид экспертизы претерпевает значительные изменения, связанные с введением в действие УК РФ, в частности, тех его норм, которые регулируют уголовную ответственность несовершеннолетних.

Поскольку экспертное заключение относительно способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими основывается на совместных выводах и психиатров, и психологов, судебно-следственными органами должны формулироваться вопросы, относящиеся как к компетенции психиатров, так и к компетенции экспертов-психологов. Основное значение при этом имеет следующий вопрос: “Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?” Данный вопрос определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии с ч.1 ст.21 УК РФ, а также наличие психических расстройств, не исключающих вменяемости, в соответствии со ст.22 УК РФ. Ответ на этот вопрос является прерогативой судебного эксперта-психиатра и полностью входит в его компетенцию.

Очевидно, что при положительном ответе эксперт-психиатр должен дать оценку и квалификацию выявленного психического расстройства.

Однако выявление наличия и формы психического расстройства еще не предопределяет экспертного решения о вменяемости или невменяемости, оно лишь служит необходимой предпосылкой для решения основного вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации.

При отрицательном ответе на данный вопрос, т.е.

при отсутствии признаков психического расстройства у несовершеннолетнего, необходимо экспертное исследование таких особенностей его психики, которые входят в компетенцию психолога.

В этом случае необходимо дать ответ на следующий вопрос: “Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?”

Формулировка данного вопроса определяется ч.З ст.20 УК РФ. Перед психологом стоит задача выявления признаков задержки психического развития у подростков, не обнаруживающих признаков какого-либо психического расстройства.

Отрицательный ответ на данный вопрос, т.е.

констатация экспертом-психологом отсутствия у несовершеннолетнего обвиняемого признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, означает, что он в полной мере мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в момент совершения инкриминируемого деяния, и, следовательно, подлежит уголовной ответственности.

При положительном ответе, т.е. при наличии у несовершеннолетнего психического недоразвития, не связанного с психическим расстройством, необходимо выяснить, могли он в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную волевую регуляцию.

Это же обстоятельство, как указывалось выше, необходимо устанавливать при экспертном психолого-психиатрическом исследовании и при выявлении психического расстройства у обвиняемого.

Поэтому основной вопрос судебно-следственных органов должен формулироваться следующим образом: “Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, и если мог, то в полной ли мере?”

При ответе на данный вопрос могут иметь место три варианта ответа: не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, но не в полной мере; мог полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Однако в зависимости от характера ответов на предыдущие два вопроса юридическое значение вариантов экспертного решения (ответа) на последний вопрос может быть различным.

Так, при выявлении у несовершеннолетнего обвиняемого какого-либо психического расстройства, определяющего его неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении общественно опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости (ст.21 УК РФ).

Это означает, что подэкспертный не подлежит уголовной ответственности, и с учетом ответа экспертов-психиатров на вопрос: “Нуждается ли несовершеннолетний обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера, и если да, то в каких именно?”, судом они ему могут быть назначены (п.”а” ч.1 ст.97 и ст.

99 УК РФ).

Если же у несовершеннолетнего обвиняемого обнаруживается психическое расстройство, ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности, однако психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания и также может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст.22 УК РФ).

В то же время ограничение способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, обусловленное отставанием несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, приводит к принципиально иным правовым последствиям – такой подросток не подлежит уголовной ответственности (ч. З ст.20 УК РФ).

В случаях же, когда подэкспертный обнаруживает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, вне зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства либо отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, или нет, суд признает его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

Источник: //studbooks.net/883074/pravo/sudebno_psihiatricheskaya_ekspertiza_nesovershennoletnih

Когда нужна судебно психиатрическая экспертиза несовершеннолетних: выбор вида

Подросток психиатрическая экспертиза

Комплекс мероприятий экспертизы выполняет задачу не только медицинской защиты, но реабилитации подростков и выбора направления в реабилитационной работе индивидуально с каждым.

Обязательным условием компетентной защиты прав несовершеннолетних подростков, привлекаемых к уголовной ответственности, является предварительная экспертиза каждого из них специалистами психологами и психиатрами.

Каждый несовершеннолетний имеет право грамотной оценки его дела, чтобы были предотвращены ошибки при вынесении судебного приговора, если подросток оказался душевнобольным.

С другой стороны, может быть допущена ошибка, несущая серьезные последствия для эмоционального здоровья подростка под дознанием, — его направление на судебно-психиатрическую экспертизу без каких-либо серьезных психических отклонений.

Судебно психиатрическая экспертиза несовершеннолетних должна:

· ответить суду, является ли подросток вменяемым, способным адекватно оценивать свои действия и управлять ими.

Причиной невменяемости малолеток во время совершения общественных правонарушений может быть серьезная душевная болезнь, носящая хронический характер или временное душевное расстройство; слабоумие; прочее болезненное состояние.

Вывод о невменяемости делается на основании медицинского фактора (диагноза) и юридического, указывающего на то, что болезнь вызвала невменяемость во время совершаемого преступления или правонарушения.

· Психиатрическая экспертиза раскрывает также нездоровые особенности психики подростка, не влияющие на его вменяемость.

· С помощью экспертов-психиатров суд определяет медицинские или медико-воспитательные меры для малолетнего подсудимого, такие, как лечение в психиатрической больнице или диспансерное наблюдение.

На состояние вменяемости проверяются подростки с органически пораженными очагами головного мозга: психопатия, олигофрения, легкая шизофрения. Также экспертиза необходима при аффективных состояниях и затянувшихся депрессиях.

В зависимости от состояния подследственного подростка назначается амбулаторная или стационарная (комплексная) судебно-психиатрическая экспертиза. Это традиционная, чаще всего встречающаяся и наиболее эффективная форма обследования.

Специалистам – экспертам необходимо ориентироваться в особенностях психики малолетних подростков, чтобы понимать, что может провоцировать их криминальное поведение.

Если у подростка нет явных признаков психических нарушений, то не стоит травмировать его, помещая для тщательного обследования в стационар.

У него может быть характерная для такого возраста неспособность грамотно оценивать ситуации и «видеть» последствия своих поступков; легкая внушаемость и зависимость от старших сверстников; отсутствие практического жизненного опыта, безграмотность в вопросах половых отношений.

Если обычные подростки склонны попадать в криминальные ситуации, то насколько больше риск стать жертвами криминогенных действий у несовершеннолетних, страдающих определенными психическими нарушениями.

Например, подростки, оказавшиеся жертвами сексуального злоупотребления, имеют невротические нарушения в форме фобий, повышенным порогом переживания, склонности к депрессиям. Это является результатом посттравматического стресса.

Такие малолетние подростки склонны к неадекватному агрессивному поведению, провокациям, алкогольными привычками, пристрастию к наркотикам и токсикомании. Это психическое состояние является спусковым крючком к криминальным поступкам.

Необходимо обладать сведениями от родственников о прошлых черепно-мозговых травмах и их последствиях (припадках, суицидальных наклонностях, депрессиях) .

Комплексный вид экспертного обследования сейчас является наиболее востребованным и важным в судебной практике. В нем задействованы судебные медики, психологи, специалисты – психиатры и сексопатологи, которые совместно решают большой спектр вопросов.

Две основные задачи, стоящие перед экспертной комиссией, это:

· выяснение уровня умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого.

· в какой степени он мог расценивать свои действия и руководить ими. Эта задача основная, определяющая.

Суд может задать экспертам по психиатрии следующие вопросы:

· Есть ли у подэкспертного подростка психические отклонения, и в чем они выражаются.

· Если учесть поставленный диагноз, допускается ли, что он понимал, что делал, и в какой степени был способен руководить своим поступком.

Ссылаясь на все комплексные оценки специалистов экспертов, делается вывод, исключается ли вменяемость или она присутствовала, но ограничила способность подросткапонимать свои действия и контролировать их.

В настоящее время ведется методическая разработка практических областей комплексной судебно-психиатрической экспертизы. Это важно для правильной, справедливой оценки судом степени виновности подростков, находящихся под следствием.

Судебные органы должны обладать элементарными знаниями психического здоровья подростков.

Так психические расстройства детей подростковой группы традиционно затрагивают следующие патологии: ответная реакция при адаптации в новой обстановке, общие проблемы в развитии психики, специфичные проблемы психического состояния, асоциальное поведение, аффективные невротические расстройства.

Комплексная стационарная экспертиза дает возможность полного многогранного обследования подследственных многопрофильными специалистами (такими, как электрофизиолог, делающий энцефалографию; сексопатолог; эндокринолог; невропатолог) . Также, такое обследование извлекает данные о прошлом развитии ребенка в интеллектуальной и психической области. В стационаре есть возможность постоянного наблюдения за динамикой заболевания, если таковое имеется.

Имея дело с подростковой преступностью, нужно учитывать следующие факты:

· криминальная склонность у младших подростков говорит о вероятности наличия у него психических патологий.

· Есть разница между взрослой и подростковой симптоматикой. У подсудимых школьного возраста значительно сложнее точно определить психиатрическое заболевание, так как симптоматика у них неспецифичная.

· Наилучшей формой судебной экспертизы подростков, находящихся под обвинением, определена комплексная судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних.

· Задача судебно-психиатрической экспертизы не только правовая, но ее целью также является реабилитация подсудимых подростков.

Надо признать, что вопросам судебно-психиатрического освидетельствования детей подросткового возраста, их реабилитации и лечения не уделяется должного внимания. Поэтому работа с подростками мало эффективна; она освещается не столько с позиции здоровья, сколько с точки зрения воспитания.

Большую важность в уголовно-процессуальных делах играет квалификация работников прокуратуры, когда они имеют дело с подростками. Здесь необходимо задействование подростковых судебных психиатров, штатных или вызываемых.

Источник: //veselajashkola.ru/shkola/kogda-nuzhna-sudebno-psixiatricheskaya-ekspertiza-nesovershennoletnix-vybor-vida/

Нпц пздп дзм – амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза

Подросток психиатрическая экспертиза

скачать вопросы для следователей в формате *.doc

Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза

Саркисова Инна Александровна

Заведующий АСПЭ,врач-судебно-психиатрический экспертвысшей квалификационной категории,кандидат медицинских наук

По административным вопросам (получение готовых актов, запись на экспертизу) можно обращаться в отделение по рабочим дням с понедельника по пятницу с 9.00 до 11.00 по тел. 8(495)954-51-11.

Отделение амбулаторной судебной психиатрической экспертизы для несовершеннолетних при ГБУЗ “Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков” (ранее Детская психиатрическая больница №6) существует с 1964 года.

В отделении работают высококвалифицированные эксперты-психиатры и медицинские психологи. Все сотрудники отделения АСПЭ прошли профессиональную подготовку на базе ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, регулярно повышают свою квалификацию, осваивают новые методы исследований.

В отделении проводятся:

  • амбулаторные судебные психиатрические экспертизы,
  • амбулаторные комплексные судебные психолого-психиатрические экспертизы,
  • амбулаторные исследования для направления подростков в специализированные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Другие виды экспертизы в нашем отделении не проводятся! Экспертизы по обращениям частных лиц в нашей экспертной комиссии не проводятся!

Экспертизы проводятся только по постановлению следственных органов или по определению судов (с подписью и печатью).

Все экспертизы проводятся только лицам моложе 18-ти лет.

В рамках уголовного процесса проводятся:

  • экспертизы обвиняемых (подозреваемых),
  • экспертизы потерпевших,
  • экспертизы свидетелей,
  • посмертные экспертизы лиц, окончивших жизнь самоубийством.

Поскольку НПЦ Психического здоровья детей и подростков является государственным бюджетным учреждением, все виды экспертиз по уголовным делам проводятся бесплатно.

В рамках гражданского процесса проводятся:

  • экспертизы для определения дееспособности,
  • экспертизы для определения порядка общения с ребенком.

Экспертизы по определению дееспособности проводятся бесплатно.

Амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы по гражданским делам проводятся платно (см. прейскурант). Требуется определение суда. Договор о проведении экспертизы заключается только с законным представителем ребенка.

Экспертизы проводятся в порядке очереди по предварительной записи. Контактный телефон: 8 (495) 954-51-11, e-mail: aspe.pzdp@gmail.com

Информация для судебно-следственных органов

Назначить дату проведения экспертизы можно по телефону 8(495)954-51-11

Уважаемые сотрудники следственных органов!
Напоминаем вам, что экспертиза проводится несовершеннолетним и малолетнимподэкспертным.

В целях предотвращения длительного ожидания подэкспетрнымиобследования в день их прибытия в экспертное учреждение за 3 рабочих дня до датыназначенной экспертизы необходимо предоставить в канцелярию отделения АСПЭ :- уголовное дело или материалы проверки,

– постановление о назначении экспертизы, заверенное подписью и печатью

В противном случае дата обследования будет перенесена на более поздний срок.

Для проведения экспертизы в распоряжение экспертов необходимо заранее (т.е. за несколько дней до даты проведения экспертизы) представить:

  1. Постановление следователя (определение суда) о назначении экспертизы (2 экземпляра: один – для эксперта-психиатра, другой – для эксперта психолога) с подписью и печатью
  2. Уголовное (гражданское) дело или материалы доследственной проверки
  3. Медицинская документация
  4. Справка или амбулаторная карта из наркологического диспансера
  5. Справка или амбулаторная карта из психоневрологического диспансера
  6. Характеристика из учебного заведения
  7. Для потерпевших и свидетелей необходимо обязательно представить письменное согласие законных представителей на проведение экспертизы
  8. При проведении сложных видов экспертизы эксперты вправе запросить иные материалы, необходимые для решения экспертных вопросов (решается индивидуально в каждом конкретном случае, после знакомства экспертов с материалами дела).

Вопросы для следователей

Вопросы для судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых)

  1. Страдал ли Иванов И.И. каким-либо психическим расстройством во время совершения инкриминируемого ему деяния, если да, то каким именно?
  2. Страдает ли Иванов И.И. каким-либо психическим расстройством в настоящее время?
  3. Способен ли Иванов И.И. по психическом состоянию в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
  4. Страдает ли Иванов И.И. хроническим алкоголизмом, наркоманией?
  5. Нуждается ли Иванов И.И. в применении принудительных мер медицинского характера и нет ли противопоказаний для применений таких мер?

Вопросы для комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых)

  1. Страдал ли Иванов И.И. каким-либо психическим расстройством во время совершения инкриминируемого ему деяния, если да, то каким именно?
  2. Страдает ли Иванов И.И. каким-либо психическим расстройством в настоящее время?
  3. Способен ли Иванов И.И. по психическом состоянию в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
  4. Имеется ли у Иванова И.И. отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? Попадает ли он под действие ч.3 ст.20 УК РФ?
  5. Имеются ли у Иванова И.И. индивидуально-психологические особенности, способные оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого деяния?
  6. Страдает ли Иванов И.И. хроническим алкоголизмом, наркоманией?
  7. Нуждается ли Иванов И.И. в применении принудительных мер медицинского характера и нет ли противопоказаний для применений таких мер?

Вопрос для психического освидетельствования для направления подростков в специализированные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (требуется отдельное постановление: постановление о назначении психиатрического освидетельствования (в этом постановлении не должно быть слов “экспертиза” и “судебная”))

  1. Может ли Иванов И.И. по психическому состоянию пребывать в специализированном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа?

Вопросы для комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних потерпевших

  1. Страдал ли Иванов И.И. каким-либо психическим расстройством во время совершения в отношении него противоправных действий, если да, то каким именно?
  2. Страдает ли Иванов И.И. каким-либо психическим расстройством в настоящее время?
  3. Не возникло ли у Иванова И.И. каких-либо психических расстройств после произошедшего и причинно связанных с ним?
  4. Способен ли Иванов И.И. в силу возрастных и индивидуально-психологических особенностей понимать характер и значение совершенных в отношении него противоправных действий?
  5. Способен ли Иванов И.И. правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?
  6. Не обнаруживает ли Иванов И.И. признаков повышенной внушаемости и повышенной склонности к фантазированию?
  7. Может ли Иванов И.И. по психическому состоянию участвовать в судебно-следственных действиях?

Вопросы для комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних свидетелей

  1. Страдал ли Иванов И.И. каким-либо психическим расстройством во время противоправных действий, свидетелем которых он был, если да, то каким именно?
  2. Страдает ли Иванов И.И. каким-либо психическим расстройством в настоящее время?
  3. Не возникло ли у Иванова И.И. каких-либо психических расстройств после произошедшего и причинно связанных с ним?
  4. Способен ли Иванов И.И. в силу возрастных и индивидуально-психологических особенностей понимать характер и значение противоправных действий, свидетелем которых он был?
  5. Способен ли Иванов И.И. правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?
  6. Не обнаруживает ли Иванов И.И. признаков повышенной внушаемости и повышенной склонности к фантазированию?
  7. Может ли Иванов И.И. по психическому состоянию участвовать в судебно-следственных действиях?

Источник: //www.npc-pzdp.ru/index/0-42

ПравосудиеЕсть